Программа Льва Оборина «Алогритмы». Выпуск 1: памяти Льва Лосева, Всеволода Некрасова, Михаила Поздняева, Алексея Парщикова, Михаила Генделева, Евгения Сабурова.
Программа Льва Оборина «Алогритмы». Выпуск 1: памяти Льва Лосева, Всеволода Некрасова, Михаила Поздняева, Алексея Парщикова, Михаила Генделева, Евгения Сабурова. (скачать аудио).
Программа:
Алогритмы
Вот стихи Евгения Сабурова. Будет два стихотворения из его книги «По краю озера», которые меня в свое время поразили своей такой мягкостью и одновременно четкостью того, что говорится. Сабуров был одним из таких самых смелых поэтов, которых я читал. Потому что, несмотря на то, что форма, в которой он работал, не была
какой-то авангардной, он умудрялся с ней работать на
каком-то филигранном уровне что ли, как замечал его друг Михаил Айзенберг, неотделанности. То есть это такая неотделанность, которой можно долго-долго учиться, которую можно упражнять, развивать всю жизнь.
Когда еще не различима
в девчонках и мальчишках масть,
когда еще велеречива
нечувственная страсть,
они нам кажутся зверьками.
Их странные умы
чуть сладострастными шагами
тихонечко обходим мы.
Жир капает в костер, и мясо
кружит на вертеле. Кружа,
оно вдруг обретает массу,
в нем появляется душа,
тот аромат, который нужно
вдыхать, уничтожать, вдыхать.
Одни лишь дети непослушны,
а взрослым время умирать.
Стихотворение, как я понимаю, о Крыме, с которым жизнь Сабурова была связана.
Волны зелены, кудрявы,
свет застлали облака.
Здравствуй, берег русской славы,
как судьба твоя горька!
Брошен дуростью славянской
на позор и на разор,
будешь Портой Оттоманской,
вероятно, с этих пор.
А случится, то и турку
ты не нужен и умрешь.
Погуляет в переулках
мстительный татарский нож.
Тени будут тени лапать,
волны камень округлят,
выбросят на берег лапоть,
крякнут заберут опять.
Ох уж пляжные те лапти
призрак неги и покоя!
Рубель-двадцать за полати,
подоконники в левкое.
Ходят в школу ребятишки,
сладко ежась на ветру,
носят ручки, носят книжки.
Там теперь я не умру.
А умру я на чужбине,
но вот так! в своей стране,
и обида перестынет,
перебесится во мне,
потому что много шуток
есть у Бога про запас
кто к татарам будет чуток,
тот и выиграет как раз.
Кто разбогатеет плавно,
не спеша войдет туда
купит берег русской славы
с потрохами навсегда.
Будет так или иначе,
а зеленая волна
ни о ком, но вечно плачет,
ни в кого, но влюблена.
Последнее на сегодня стихотворение из его последней прижизненной книги «Тоже мне новости».
Что содержится в намеках на усталый
пепел жизни
на листву, что отжелтела,
на твое утраченное тело,
на хаос звуков?
Что содержится в намеках на прощанье?
Не прощенье ль?
На прощанье шаль с каймою ты стяни
потщательней.
Каждодневная тщета и парад побед.
Не понимая устрашающего топота совестливых
вздохов и охов, я ахаю и ухаю вместе
с совами звуков.
На небе голубом прорезался звоночек
запоздалой весны, и сразу оттаяли
так долго замороженные наплеватель-
ские слова и чувства.
Неужели можно без намеков аукаться с
прощаньем?
И выдуманная тревога больше не волнует
сердце?
Пуст город. В глубине его открылось
столько всякого.
Понурые толпы «в костюмах, смётанных
со вкусом дурного сна«, сказал
Рембо, бредут от кладбища и
демонстрируют благополучье
налаженной обильно смазанной жизни.
Сорокалетний поэт с дочерью в окно такси
глядят на них и едут на вокзал
встречать его мать. Ей бабушку.
А по пути Москва раскинула свои дома.
В апрельском солнце она спокойна
и пустынна
по-воскресному.
Где ж здесь поэзия?
А надо ли поэзии, когда мы громоздимся
пятнами любви на освещенных солнцем
стенах города, когда
мы гривами волос вздымаемся к исходу
неба в солнце, когда
на нас печати серой седины и оспины и
пересохшие русла морщин разоблачи-
тельно рассказывают всем прохожим
о милости в нас прожитых годов?
Когда ты так украшен пляской лет,
кто станет спорить: в мире, Рим творящем,
одно лишь прошлое способно сплыть на нет
и стать
по-настоящему незряшным,
и можно ли подолгу быть незрячим,
когда в свой срок весна, блюдя завет,
но
все-таки подобная удаче,
на города обрушивает свет?
А потому пора прощанья настает,
прощанья с тем, что будет нашим прошлым,
дворцом нерукотворным и законом
непреложным.
На каждой клумбе черная весна гниет.
Она торжественный круговорот
того, с чем согласиться мы не можем.
У болота, согнувшись, стоит поводырь
хаоса звуков.
Гнусно пахнет с болота.
Но ему в этом запахе воля и небо весны
ясны.
У коряжистых пней не просохла земля.
Кой-где снег.
Но ему в этой сырости обнаженное тело
любви явлено,
и даже ростки соски женщины, растираемые
обезумевшим языком.
Крик прощанья, нелепый заливистый крик
ключ ко многим хранящимся тщательно
тайнам.
Но ему в этом голом, еще не проснувшемся
лесу, может быть, открываются более
скрытые клады.
О, слепые слова! О, клубки неродившихся
звуков!
Вас ведет не наследник миров, а случайный
прохожий.
Когда мы сочетаем слов растенья
в букетах речи и полях общенья,
в лесах стихов и на любви болотах,
над миром простирается суббота.
Когда организованно звенят на облака
повешенные нити
дождя,
когда ты просишь у своих открытий
до завтра, до утра хотя бы подождать,
когда ты опираешься на стены
в шатаниях по городским пустотам
и бедра женщины окутываешь пеной,
которая хоть означает
что-то,
со свистом налетят пыль и песок с улиц,
попадут в глаз,
и, недовольно веком хлопая,
идешь, останавливаешься, идешь,
останавливаешься, ругаясь
и это прощанье.
Страницы: 1 2 3