Авторская программа Марии Галиной «Орбитальная Станция». В гостях у ведущей Михаил Успенский.
Авторская программа Марии Галиной «Орбитальная Станция». В гостях у ведущей Михаил Успенский. (скачать аудио).
Принимает участие:
Михаил УспенскийПрограмма:
Орбитальная станция
Мария Галина: Не хочешь еще рассказать
что-то такое, чтобы тебе было важно и интересно?
Михаил Успенский: Мне многое важно и интересно. Ну, чтобы я еще хотел сказать? Вот я замечаю, как деградирует читатель. Читатель требует линейного сюжета. Если в романе две сюжетных линии это уже тяжело. А если он еще отягощен флэшбэками всякими, то это вообще неподъемно. Это уже сериальное мышление. Вот и
это сериальное или клиповое мышление оно далеко не так безобидно, как кажется. Это приводит, в конце концов, к тому, что человек оказывается не в состоянии сопоставить два факта, которые либо сопрягаясь дают
какой-то третий результат, либо опровергают друг друга, противореча. То есть способность к маломальскому мышлению искореняется со страшной силой.
Мария Галина: То есть критическое мышление требует некой
Михаил Успенский: Даже не критическое, всякое.
Мария Галина: И вот все наши сериалы фантастики, о которых сегодня, так сказать, с таким пылом говорили, что вот это тоже литература, это тоже фантастика, которую мы должны любить и уважать, она, собственно говоря, является вот таким
Михаил Успенский: Не за что ни любить, ни уважать ее. Вот я сейчас вот в одной серии ЭКСМОвской прочитал две биографии фантастов Лавкрафта и Филиппа Дика. Эти люди за свое творчество заплатили жизнью и разумом своим, рассудком. А нынешние, я бы сказал, слишком нормальны.
Мария Галина: Понимаешь, похоже, это слишком дорогая цена. Хотя и Эдгар По, который первый был, кто приоткрыл эту дверь
.
Михаил Успенский: Да. И он такой же.
Мария Галина: И Говард, который тоже чудной был очень писатель.
Михаил Успенский: Да.
Мария Галина: Вот. Тогда это, видимо, была действительно гибель всерьез. С другой стороны был совершенно добропорядочный Уэллс, который прожил свою жизнь, как, в
общем-то, мещанин и
Михаил Успенский: Ну, ему не хватало, видимо,
каких-то сильных чувств, которые он
У него что? Бытовые романы, тоже там страстей всяких полно. Да,
вообще-то он ни одной юбки не пропускал тоже. При всем своем мещанстве.
Мария Галина: Ну, это опять же, я говорю, скорее хорошо говорит о нашем основоположнике фантастики.
В этом смысле фантастическое сообщество, оно действительно с одной стороны вроде бы такое хорошее, дружное, да и делает много всего полезного. А с другой получается, оно тоже выращивает
какого-то совершенно дикого писателя и дикого читателя.
Михаил Успенский: Ну, все равно не было бы
каких-то выдающихся личностей без этого. А
кто-то, если есть спрос на такое чтиво каждодневное,
кто-то его все равно будет производить. Другое дело, что ленятся люди сами
что-то придумать. Эта же вот вся фэнтези тоже либо кельтский, либо псевдославянский мир.
Мария Галина: Ну, сейчас пробуют Китай привлечь. Весь этот восточный антураж.
Михаил Успенский: Еще не освоены эвенки, чукчи там. А там удивительные вещи совершенно.
Мария Галина: Геннадий Прашкевич рассказывал всякие интересные вещи о чукчах,
какие-то чудные, странные. Но вот эти шаманские все как бы, ну, культы, ну, не культы, практики, да, они сейчас довольно активно используются литераторами, вот, ну, начиная с Иванова, с его «Сердца Пармы».
Михаил Успенский: Ну, так у нас вот в крае Шушенском каждый год теперь слет этнической музыки шаманов это «Саянское кольцо». Уж в больно жаркое время года они его устраивают, невозможно, самый такой июль страшный стоит.
Мария Галина: То есть там потихоньку возрождаются языческие культы. Или они и не умирали? Или это все просто было
Михаил Успенский: Ну, как? Возрождаются. Вот был у меня коллега, старший товарищ Алитет Немтушкин, поэт такой. Он и гулял, и куролесил, как все. А в последние несколько лет он уехал туда в тундру, вспомнил, что он внук шаманки, вспомнил, чему его бабка учила, и там учил молодежь, значит. У нас в этих, в интернатах их учили жить как цивилизованные люди, а он предлагает вернуться. И надеюсь, небезуспешна его деятельность была.
Мария Галина: Ты знаешь, попались мне воспоминания некого, он был геолог, геодезист, жил довольно долго в тундре и описывал, насколько неестественным было вот это вот насильственное внедрение как раз вот этих северных народов в городскую цивилизацию, насколько она им была чудовищно чужда, совершенно, ну, не по мерке, не по росту, насколько они совершенно другие. И собственно гибель этих народов, она отчасти, случилась благодаря тому, что казалось просвещением, да, и вроде бы благом.
Михаил Успенский: Да, вот Алитет тоже говорил, что мой народ погубила не водка, а каша.
Мария Галина: То есть когда оказалась доступной покупная еда, когда оказалось, что не надо пасти оленей, что не надо откочевывать, что
Михаил Успенский: Ведь эвенки питались в основном ферментированными продуктами. Это подкисшая морошка, подкисшее мясо, подкисшая рыба, там содержимое полупереваренное желудка оленя это все шло на пользу. А вот это вот наше уже, крупяные все изделия, они им ни к чему совершенно, они им только портят желудок.
Мария Галина: Но там и хуже есть. Потому что вот в этих домах, которые им выстраивали, нарушился отработанный веками, традиционный цикл.
Михаил Успенский: Да. И мыться нельзя в тундре часто, нельзя это просто сдохнешь и все.
Мария Галина: В результате людям нечем заняться, они начинают там спиваться. И опять же дети из интернатов, которых чуть ли не насильственно туда забирают, они оказываются ни там, ни там. Они оказываются в
какой-то такой очень взвешенной
Очень страшная, надо сказать, книжка вот эта вот воспоминания, ну, чудовищная просто.
Михаил Успенский: То же самое и за океаном творилось.
Мария Галина: Ну, да, вот эти все эскимосские дела. Но там
как-то, в
общем-то, и спохватились тоже, когда уже было довольно поздно.
Михаил Успенский: Спохватились сейчас. Там эскимосам платят за то, что делают на их земле. Эскимосы, они, видимо, их решили сытостью, что ли угробить. А нашим чукчам ничего не платят.
Мария Галина: Ну, да, кажется.
Михаил Успенский: Тут же нужно, что, значит, вот этот какой-нибудь газопровод в тундре все. Олени подходят стадом. И гибнут.
Мария Галина: Упираются в него.
Михаил Успенский: Ну, попытались эти мостки им строить. Они не хотят их понимать.
Мария Галина: Ну, это так же, как вот эти все плотины при рыбоходах, когда ты строишь плотину, там, где идет на нерест рыба и потом, скатывается молодь. И невозможно совершенно ни туда, ни туда,
какие-то рыбоходы,
какие-то подъемники. Но это рыбе не по уму. В результате, губит ее не загрязнение, а
какие-то вот такие чисто механические действия. И здесь видимо, то же самое. А вообще кажется, что сейчас у нас в моде делаются северные оккультные практики.
Михаил Успенский: Ну, вот, честно говоря, чем наше фантастическое сообщество хорошо все пишут про всякую муру, но никто не верит в это. Ну, нет же у нас ни колдунов практикующих.
Мария Галина: Ты думаешь нету? Вот если откроешь любую газету, то там написано «потомственная колдунья Эвелина», или
что-то еще в этом роде.
Михаил Успенский: А, нет, нет. Я имею в виду другое. Вот это наше фантастическое, писательское сообщество. Я одного такого видел, значит,
где-то еще в
86-м году. Он сейчас,
по-моему, уехал то ли в Штаты, то ли в Израиль. Мы жили тогда втроем в одном номере: я,
какой-то латыш и этот парень. Он носил, значит, такой пентакль на груди, во все черное одевался, и
какие-то эти цветные пленки целлулоидные с
какими-то странными каббалистическими знаками на окошко вешал. Вот, значит, и мы с этим латышом бедным, значит, притихли так вот, побаивались его, этого парня. Хотя он такой маленький был. Может быть, тебе попадалось Рафаил Мильчин такой. А больше я таких чудиков не видел.
Мария Галина: Понимаешь, это здесь, где фантасты сами по себе, каждый там галлюцинирует сам свой себе мир в лучшем случае, да и в худшем. А я говорю о том, что
кто-то чьи-то чужие галлюцинации воспринимает.
Михаил Успенский: Если останусь без куска хлеба под старость лет, так я и колдовать начну, и карты Таро раскидывать, там и
Мария Галина: И возможно это будет очень удачно, и это будет блестящая карьера.
Михаил Успенский: Возможно.
Мария Галина: Потому что для этого только нужно, что ум и воображение. И видимо, доля здорового авантюризма. Но мне иногда кажется, что и я верю во все эти вещи, даже при всем научном, естественном образовании, которое
все-таки крыша, хотя и неверная.
Михаил Успенский: Нет, ну, есть такие вещи, которые от нас не зависят, ну.
Мария Галина: Я готова поверить даже в чудеса, может, потому что ну, очень их хочется, да, человек готов иногда видеть
что-то такое
Михаил Успенский: И то, что сказано Мне отмщение и Аз воздам, вот. До меня спустя много лет дошло, кто на меня донос в КГБ написал. Ну, умный человек бы сразу догадался, а до меня действительно несколько лет доходило.
Мария Галина: То есть это был
какой-то твой знакомый?
Михаил Успенский: Да. Вот. И я уже стал лелеять планы зверской мести. А потом узнал, что у него жена алкоголичка. Я думаю, чего уж я придумаю
хуже-то. А вот когда говорят, что вот, а как же сталинские эти Каганович, да Молотов там до преклонных лет дожили? А может, им еще хуже было доживать, упав в простые пенсионеры из Кремля.
Мария Галина: С этой высоты, да. Власть, мне кажется, что это как игла. Человек подсаживается и очень трудно от нее отказаться. Власть, слава тоже ломка у людей, когда их лишают этого. Человек вообще в этом смысле очень уязвим. Вот поэтому любую грубую лесть, мне кажется, люди воспринимают, потому что они верят, что это правда. Ну, действительно
наконец-то тебя поняли, оценили. То же самое, власть и слава.
Какой-то грустный разговор получился, как всегда бывает,
все-таки плохо дело с нами, с юмористами вообще и с веселыми людьми
почему-то всегда получаются грустные разговоры.
Михаил Успенский: Ну, так, жизнь вообще довольно грустная вещь.
Мария Галина: Да
Страницы: 1 2