Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Банальность зла (женская мысль в ХХ веке). Х. Арендт С. Вейль м. Мария (Кузьмина-Караваева).
Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Банальность зла (женская мысль в ХХ веке). Х. Арендт С. Вейль м. Мария (Кузьмина-Караваева). (скачать аудио).
Программа:
Частная коллекция
В эфире программа «Частная коллекция». Мы продолжаем разговор о женской мысли в ХХ веке, о женщинах, противопоставивших свою волю и своё творчество безудержному злу нашего времени. Третьей героиней сегодняшней передачи станет мать Мария (Скобцова), Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева. В начале программы я говорила о том, что мысль, конечно же, не имеет пола, что женская мысль это в некотором роде допущение. Но сейчас, задумавшись о тайне растворения в мире, о том приятии чужой боли, чужого страдания, о той силе сопереживания, которая свойственна Симоне Вейль, как и матери Марии, я понимаю, что это по преимуществу женская позиция, в высшем смысле женственная
Елизавета Кузьмина-Караваева, в детстве Лиза Пиленко, была одним из ярких представителей русской культуры ХХ века. Ярких, многогранных людей Серебряного века. Будучи человеком разнообразных дарований, Елизавета Кузьмина-Караваева в эмиграции приняла постриг, став матерью Марией, и впоследствии, совсем недавно, насколько я помню, в 2004 году, была канонизирована Константинопольским Патриархатом. В
каком-то смысле мать Мария стала оправданием Серебряного века. Говоря так, я не имею в виду, что эта эпоха несовершенна и нуждается в
каких-то оправданиях. Я имею в виду то, что индивидуальный путь матери Марии, её героическая жизнь и не менее героическая смерть в немецком концлагере Равенсбрюк стала подтверждением плодотворности этой эпохи. Ещё девочкой будущая мать Мария была знакома с Блоком. Это она адресат его известного стихотворения «Когда Вы стоите передо мной,/ Такая молодая, такая красивая
». Затем она была регулярным посетителем салонов того времени, «Башни» Вячеслава Иванова, гумилевского «Цеха поэтов», которые, впрочем, тяготили её с самого начала. С юности она искала
какого-то в высшей степени оправданного пути, и, выпустив первые книги «Скифские черепки» и «Руфь», уже пыталась дать ответ миру, где люди стали чужими друг другу.
Конечно, в то время, когда будущая мать Мария была посетительницей салонов Серебряного века, она ещё была Елизаветой Кузьминой-Караваевой (фамилия ее первого мужа, приходившегося родственником Гумилеву), переживала драматические события личной жизни, испытывала глубокое чувство к Александру Блоку
Кстати, Блок очень уважал её и порой делился с ней самыми глубокими переживаниями. Так вот, уже в то время стихи матери Марии, во многом подражательные, отмечала некая особость (особое отношение к истории, мистицизму, религии) хотя не все могли понять, во что выльется впоследствии эта особость. Я прочитаю
что-то из ранних стихов будущей матери Марии. Из книги «Руфь». Это книга 1916 года.
Какой бы ни было ценой
Я слово вещее добуду,
Приближусь к огневому чуду,
Верну навеки мой покой.
Пусть давит плечи темный грех,
Пусть нет прощения земного, -
Я жду таинственного зова,
Который прозвучит для всех.
Это были стихи Елизаветы Кузьминой-Караваевой, впоследствии матери Марии. Уже в этих ранних её текстах видна не только свойственная тому времени перенасыщенность символами, не только эсхатологизм, типичный для поэзии периода Первой мировой войны. Здесь есть ещё и желание пожертвовать собой ради всех, добыть
какое-то общее знание, общее чудо и для этого молодой Елизавете Кузьминой-Караваевой, как впоследствии и матери Марии, было не жалко поступиться своим благополучием
как оказалось, своей собственной жизнью.
В эмиграции Елизавета Кузьмина-Караваева закончила богословское образование и встретила близких по духу людей, среди которых были митрополит Евлогий, глава Русской православной церкви за рубежом, Николай Бердяев, Георгий Федотов. Елизавета Кузьмина-Караваева включилась в христианское студенческое движение и выступала с призывам к укоренению действенного православия, которое должно стать социальным, должно обернуться к человеку. Её любимая идея состояла в том, что христианство требует не только мистики богообщения, но и мистики человекообщения, и, будучи с Христом, мы всегда ощущаем его присутствие в наших конкретных отношениях. Этот путь постепенно приводил Елизавету Кузьмину-Караваеву к монашеству, готовности принять на себя всю тяжесть мира.
Возможно, решающим эпизодом для её выбора, выбора длиной в целую жизнь, оказалась смерть маленькой дочери Насти. Именно после этой смерти, а особенно под впечатлением от последовавшей за тем эксгумации, когда тело было перенесено с одного кладбища на другое, будущая мать Мария поняла, что может быть матерью для всех.
Тогда-то она и приняла постриг. Читаю одно из поздних стихотворений матери Марии.
Подвел ко мне, сказал: усынови
Вот этих, каждого в его заботе.
Пусть будут жить они в твоей крови, -
Кость от костей твоих и плоть от плоти.
Дарующий, смотри, я понесла
Их нежную потерянность и гордость,
Их язвинки и ранки без числа,
Упрямую ребяческую твердость.
О Господи, не дай еще блуждать
Им по путям, где смерть многообразна.
Ты дал мне право, говорю, как мать,
И на себя приемлю их соблазны.
И еще:
Припасть к окну в чужую маету
И полюбить ее, пронзиться ею.
Иную жизнь почувствовать своею,
Ее восторг, и боль, и суету.
О, стены милые чужих жилищ,
Раз навсегда в них принятый порядок,
Цепь маленьких восторгов и загадок, -
Пред вашей полнотою дух мой нищ.
Прильнет он к вам,
благоговейно-нем,
Срастется с вами
Вдруг Господни длани
Меня швырнут в круги иных скитаний
За что? Зачем?
Именно в поздних стихах матери Марии (приняв постриг, она не перестала писать стихи, как не перестала рисовать и вышивать она занималась художественной вышивкой и создавала иконы, среди которых её любимые «Царь Давид» и «Мария Египетская», в честь которой мать Мария получила своё имя при постриге) так вот, в поздних стихах матери Марии мы видим действительно прекрасные образцы духовной лирики, в точном смысле этого термина. Это лирика, обращённая к Богу, связанная с ним всей своей сутью. Она проста, но
по-настоящему символична. В этой лирике угадывается традиция, которая связывает Кузьмину-Караваеву с Серебряным веком.
Устало дышит паровоз,
Под крышей легкий пар клубится,
И в легкий утренний мороз
Торопятся людские лица.
От города, где тихо спят
Соборы, площади и люди,
Где темный каменный наряд
Веками был, веками будет,
Где зелена струя реки,
Где все в зеленоватом свете,
Где забрались на чердаки
Моей России милой дети,
Опять я отрываюсь вдаль,
Опять душа моя нищает,
И только одного мне жаль, -
Что сердце мира не вмещает.
Может быть, этот религиозный опыт «расширения сердца», максимальной открытости горю другого человека, есть еще и вершинное выражение русской культуры в ее качестве всемирной отзывчивости
В
1930-е годы Елизавета Кузьмина-Караваева основала в Париже общежитие для одиноких женщин. Это общежитие на улице Лурмель стало местом, куда стекались обездоленные Парижа. Все они знали об этом месте. Мать Мария, которую многие упрекали в том, что она не соблюдает правил курит, пишет стихи и позволяет себе иногда опаздывать на службу, так вот, мать Мария сама, на своих плечах, носила мешки с овощами, которые покупала на базаре в те дневные уже часы, когда овощи продавались со скидкой. Мать Мария сама готовила для этих людей. Она пыталась сделать их жизнь переносимой. Кроме того, она ездила по маленьким городам, по заводам, где говорила с рабочими (помните Симону Вейль?), и известен случай, когда
кто-то из рабочих сказал ей: «Что же вы приехали с нами разговаривать? Посмотрите, в какой мы живём грязи. Вы бы лучше нам помогли». Она, ни слова не сказав, подоткнула юбку и вымыла пол и только потом состоялся разговор, в ходе которого она совершенно этих людей к себе расположила.
Когда началась война, Елизавета Кузьмина-Караваева стала участницей французского Сопротивления. Она помогала тем, кто становился узниками концлагерей: передавала им передачи, помогала обрести свободу. У неё в общежитии на улице Лурмель скрывались люди, бежавшие от фашистов. И едва ли не главным, самым большим делом матери Марии стала помощь многочисленным французским евреям, которым она выписывала фальшивые свидетельства о крещении, тем самым пытаясь их спасти. Ей удалось спасти многих. Однажды её вызвали в гестапо и предупредили о том, что эта деятельность чревата последствиями
на что мать Мария ответила: «Всякий, кто придёт ко мне и попросит о помощи, эту помощь у меня получит». Мать Мария вместе со своим несовершеннолетним сыном Юрой была арестована, и оба они погибли в немецких концлагерях. Мать Мария погибла в сорок пятом году в Равенсбрюке, Юра погиб несколько раньше в Бухенвальде.
Существует несколько легенд о смерти матери Марии. В частности, говорится, что уже в лагере она «заступила» место одной из женщин, которая должна была идти в газовую камеру. Вместо неё, вроде бы, пошла мать Мария. Это легенда. Но эта легенда совершенно обоснованная, одновременно реалистичная и символическая, потому что мать Мария, выбрав себе такое служение, такую смерть, действительно заступила место
кого-то из тех, кто остался жить благодаря её поступкам. Я хочу прочитать маленький фрагмент из её публицистики,
религиозной публицистики, которая обращена к каждому человеку вне зависимости от того, является ли он сегодня членом церкви. «
Каждому из нас дана судьба, которая ничуть не меньше и не менее трагична оттого, что дана она нам в Париже, а не в Москве. Каждому из нас было дано рождение, любовь, дружба, жажда творчества, чувство сострадания, справедливости, тоски о вечности, и каждому будет дана смерть
Люди выбирают между скорбным ликом Христа и радостью жизни. Отрекшийся от скорбного лика Христа во имя радостей жизни верит в эти радости, но трагедия зарождается в момент, когда обнаруживается, что радости эти не
очень-то радостны. Радости не дает нам подневольный механизированный труд, радости не дают развлечения, более или менее однообразные, в разной степени треплющие нервы и только, радости не дает и вся жизнь горькая. Без Христа мир достигает максимальной горечи, потому что максимальной бессмысленности. Христианство это пасхальна радость, христианство это сотрудничество с Богом
Подлинное, богочеловеческое, целостное, соборное христианство зовет нас пасхальной песней: друг друга обымем. Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Возлюбим это не только единомыслие, но и единодействие, это значит общая жизнь.
Необходимо отношение к человеку и к миру строить не на законах человеческих и мирских, а в откровении заповеди Божией. Видеть в человеке образ Божий и в мире создание Божие. Необходимо понять, что христианство требует от нас не только мистики богообщения, но и мистики человекообщения».
Читайте книги матери Марии. Читайте, чтобы видеть: между культурой и нравственностью, русской литературой и подвижничеством современных русских святых нет непроходимой пропасти. Сейчас в издательстве «Искусство» (Санкт-Петербург) вышло три книги матери Марии, одна за другой.
Это книги «Равнина русская» (её проза и поэзия), «Жатва духа» (религиозная публицистика) и «Красота спасающая» (репродукции картин и вышивок матери Марии).
И вот
после разговора о людях, которые в свое любящее сердце стремились мир вместить, подумаешь, что нужно выходить в жизнь
В сегодняшнюю Москву, где писательница (!) М.А. говорит, что женщины в тюрьмах плодятся как крольчихи, и участвует по этому поводу в телешоу, и заявляет в этом шоу Валерии Новодворской и мужчине, который является там экспертом
вот, она им говорит, мол, нам сегодня будут помогать решать женские вопросы девственница и мужчина
И думаешь: как стыдно жить. Стыдно, господа, жить.
Спасибо. С вами была программа «Частная коллекция».
Страницы: 1 2 3