Авторская программа Леонида Костюкова «Беседы о малой прозе». В гостях у ведущего Мария Галина.
Авторская программа Леонида Костюкова «Беседы о малой прозе». В гостях у ведущего Мария Галина. (скачать аудио).
Принимает участие:
Мария ГалинаПрограмма:
Беседы о малой прозе
Мария Галина: И то, что ему нужно. Потому что это единственное, что удерживает его.
Леонид Костюков: Вот. Я как раз это и имел в виду, когда говорил про тех людей, которые умирают от голода на Волге, что те из них, которые в сытое время любили стихи, они и в последний день их любят.
Мария Галина: Но опять же это решает каждый для себя. И когда ты говоришь, что
кто-то там режет голову,
кому-то режут, я тоже в
какой-то момент мучилась и думала: «Как же вот я тут пишу стихи, занимаюсь таким смешным, в
общем-то, делом, а
где-то там люди»
Леонид Костюков: Режут голову.
Мария Галина:
ну, страдают, скажем так. С другой стороны, скорее всего, я, ты, любой другой пишущий человек в любой ситуации, которая так обернется, окажется в роли жертвы. Вряд ли в роли палача. Так что же теперь, и стихов не писать только потому, что тебе
кто-то потом придет и отрежет голову, да это уже получается, что ты совсем себя лишаешь
какой-то свободы воли и свободы выбора.
Леонид Костюков: Я бы сказал еще тут две вещи, пожалуй. Пока тебе не отрезали голову, ты должен делать то, что должен. Это первое. А второе, что может быть,
кто-то из тех, кому там отрезают голову
или
кто-то просто живет в таких обстоятельствах, что не до стихов. Давай просто понизим пафос, там по одиннадцать часов в день вкалывает,
та-та-та-та. Может быть, он, вот этот человек, он только и спасается мыслью, что, может быть,
где-то есть люди, у которых жизнь более легкая. И они сделают то, чего я тут сделать не могу.
Мария Галина: Ты знаешь, тут опять же я выбираю только для себя. Я не могу поставить себя на место того человека и не могу пообещать
кому-то, даже не могу служить никаким сомнительным примером того, что
где-то есть лучшая жизнь. Для меня просто было очень важно определиться самой, снять комплекс вины, который, наверное, всех нас
как-то тревожит.
Леонид Костюков: Комплекс вины, конечно.
Мария Галина: И когда я поняла, что в принципе в любой ситуации, при любом социальном катаклизме, наш брат, если он действительно писатель, а не очковтиратель, если он не жулик, окажется на стороне жертв. И тогда, собственно, о чем разговор? Тогда просто вся этика отпадает, потому что человек перед потенциальной угрозой имеет право заниматься любимым делом. Все. И все остальное это, наверное, не так важно. Если
кто-то для себя сделает
какой-то выбор,
что-то прочтет, ему понравится не понравится, он как бы изменит свою жизнь не изменит, это дело его. Наше дело сделать
какой-то выбор и больше об этом не думать.
Леонид Костюков: Абсолютно точно. На эту тему маленькая история из жизни, вернее две маленькие истории из жизни, которые входят в такую своеобразную рифму. Значит, в
80-е годы
ХХ-го века, если так пышно сказать, мой будущий шурин, а тогда просто друг Николай, отказался от мяса, причем не как вегетарианец, не как постник, не
из-за диеты, а из той мысли, что в Москве мясо, колбасы, сосиски есть, а в СССР нету. И ему не хочется иметь эту фору перед своими, так сказать, товарищами, которые просто не имеют счастья жить в Москве. И он некоторое время не ел этого мяса, потом просто опять начал есть, потому что испытывал голод. Вот. И в
91-м году, мы уже второй раз вспоминаем
почему-то эту дату, жители нашего города Москвы вышли на баррикады и отстояли демократию. И на эту тему знакомая моя Нина Горланова, наверно, ты знаешь Нину
Мария Галина: Да, пермская писательница.
Леонид Костюков: Пермская писательница. Она писала мне в Москву с долей юмора, с долей иронии, но на самом деле всерьез: «Не зря вы все эти годы ели сосиски. Вот в вас достало духу выйти на баррикады. А мы бы на постной пище не вышли».
Мария Галина: Понимаешь ли
Леонид Костюков: Есть такая минута, когда ты отрабатываешь сосиски.
Мария Галина: Звучит очень смешно, потому что,
во-первых, я сама выходец из провинции, хотя Одесса всегда была городом вполне благополучным. Но
Леонид Костюков: Были сосиски?
Мария Галина: Временами. Я не могу сказать, что мы объедались. Но последние годы перед
91-м я помню очень хорошо, и никакого мяса не было. Да, я помню пустые прилавки.
Леонид Костюков: Это было то мясо, которое мы съели в
80-е.
Мария Галина: Поэтому я с большим удовольствием хожу на всякие литературные фуршеты. Потому что я считаю, что литература должна кормить.
Леонид Костюков: То есть вот просто в буквальном смысле, фуршетом.
Мария Галина: Ну, да, в буквальном смысле слова если она кормит, это уже хорошо.
Леонид Костюков: Не давать деньги, но кормить.
Мария Галина: Вот. Это тоже каждый для себя выбирает, чувствовать ли ему себя жертвой.
Леонид Костюков: Жертвой фуршетов.
Мария Галина: Да, жертвой фуршетов или, так сказать, жертвой отсутствия мяса. Ну, я не знаю, еда это такое серьезное, очень важное интимное дело.
Леонид Костюков: На мой взгляд, мы, может быть, несколько спонтанно, хаотично, но коснулись
каких-то очень важных вещей. Это имеет, скажем прямо, косвенное отношение именно к рассказу, к новелле, к малой прозе, но это имеет отношение к литературе вообще. И есть такие ситуации, когда надо за деревьями увидеть лес. Я думаю, что сегодня мы увидели лес. Более того, мы увидели поле, озеро, железную дорогу, то есть то, что есть кроме леса. Мы оценили этот лес в целом. Огромное спасибо!
Страницы: 1 2 3