Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Неблестящая литература в глянце и «без глянца» Цветаева: письма без купюр Послание в поэзии русского зарубежья.
Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Неблестящая литература в глянце и «без глянца» Цветаева: письма без купюр Послание в поэзии русского зарубежья. (скачать аудио).
Программа:
Частная коллекция
Добрый вечер всем, кто слушает сегодня Литературное радио. С вами Светлана Бунина и программа «Частная коллекция». Сегодня мы будем говорить о литературе в эпоху глянца, в первую очередь о позиции критика и писателя в этой ситуации. Я назвала этот выпуск «Неблестящая литература» и предлагаю поразмышлять о природе вербального блеска, о блеске как приёме, его возможностях, границах и его возможных провалах. Вот принципиальный для меня момент: убеждена, что мы должны говорить об этом, что литературное сообщество должно обсуждать эту проблему, именно проблематизировать её и подвергать её рефлексии. Потому что то, что мы осмыслили, перестаёт быть пугающим. А наша общая реакция,
какие-то общие стратегии (хотелось бы, чтобы нечто большее, чем страх) позволяют всё ещё говорить о нас именно как о культуре,
связном ответе на вызов нашего времени. Как всегда в начале программы, я напоминаю адрес, по которому можно со мной связаться: , и не перестаю благодарить магазин «Фаланстер» (в Малом Гнездниковском переулке, 12/27), который предоставляет мне книжные новинки.
Есть такой эффект в московских театрах: умелая постановка, действие добротно спланировано, замечательные декорации, все актёры на своих местах, даже воздух ароматизируется. И вот это бывает и в уважаемых театрах ты, зритель, чувствуешь спектакль «сделанным», не затрагивающим сердце, не говорящим о главном. Совсем недавно побывала в двух известных московских театрах, на двух разных постановках, которые, в
общем-то, трудно было испортить и они не были испорчены, эти классические пьесы, но они были «сделаны», они были искусственны. И зрители, прокричав «Браво!», выходили в коридор, где обсуждали свои будничные бытовые проблемы. Как это далеко от тех маленьких полупрофессиональных театров, в которых раньше возникало ощущение невероятной свободы,
какой-то важности происходящего и было действительно
переживание, самый настоящий катарсис. Так вот, если говорить о литературе, о том, что происходит сегодня в нашей области, то есть
какая-то аналогия. Открыты архивы, можно выбирать любую тему для исследования, сюжет для размышлений. А критика в упадке. Мысль сама по себе перестаёт быть ценной и нужной. Можно вроде бы сказать, что причина в том, что критика теперь не оплачивается. Но всё же скажу, что дело совершенно в другом: в нашей персональной ответственности за то, что мы пишем и говорим (за качество мысли, за уникальность мысли). Дело в понимании того, что никому никогда за мысль не платили, что мысль сама плата, это достижение, которое человек обретает благодаря своему мужеству и самоотверженности. То, что происходит сегодня, это проблема
нас как культурного слоя, сообщества людей, занимающихся проблемами сознания.
Когда Александр Пятигорский в одной из своих книг говорит о мышлении, он подчёркивает (я процитирую здесь): «Есть один момент этики, относящийся к знанию: я не могу никого винить в том, что он
чего-то не знает. Но я могу его винить в том, что он о
чём-то не думает. Знание не этично именно в силу своей объективности, точнее, объективности своего конечного результата (сколь бы субъективен не был его процесс). Знание может быть достигнуто и чисто внешним образом подарено, навязано, выманено, украдено, наконец. Интенция мышления всегда замкнута на самом мышлении, и поэтому она по преимуществу пассивна. Именно поэтому, с точки зрения этики, а не только семантики, мыслить гораздо ближе к хотеть или мочь, чем знать».
Мы должны отдавать себе отчёт в том, что
какие-то вещи остаются недоосмысленными, недоосознанными именно потому, что мы этого усилия избегаем (и соответственно мы за это отвечаем). И тогда на место некомфортного мышления, неудобного мышления, приходит глянец этакая доморощенная философия комфорта, когда в довольно паскудной, довольно нелепой (содержательно) жизни можно и не задумываясь получать удовольствие
не расстраиваться, не всматриваться, не принимать близко к сердцу. Но бог с ним с глянцем я не думаю, что эта проблема сама по себе, само это явление стоит
какого-то серьёзного разговора. Дело тут в другом. Отношения с глянцем это, конечно, показатель того, на каком уровне находится сегодня наше сознание: общественное сознание, но и культурное сознание. Можно сказать так, что, в общем, в стране, которая недоосмыслила своё прошлое, не разобралась со своим тоталитаризмом, со своим Сталиным, действительно нечего обсуждать. Поэтому, вспоминая тему прошлой программы, замечу, как нам не хватает нашей собственной Ханны Арендт. А иначе как не хватает нас, которые готовы ставить
какие-то проблемы, обсуждать их всерьёз. Речь идёт об ответственности интеллектуального сообщества, не способного противостоять натиску глянца (который, если вдуматься, был всегда как некая псевдомыслительная деятельность, иллюзорный мир и всегда вполне встраивался в систему). Каждая книжка, которая выходит сегодня и очерчивает эту проблему всерьёз а это единичные случаи, я вас уверяю, вот
каждая такая книжка воспринимается как событие.
Из последнего, что мне попадалось в этом нешироком русле, я бы отметила книгу Льва Рубинштейна, которая называется «Словарный запас». Это честный сборник статей из словаря сознающего себя человека нашего времени. Книга вышла в 2008 году в «Новом издательстве». Её ещё можно найти и прочитать. И вновь мне вспоминается Пятигорский с его уже на лекции очень мрачным замечанием: «А как вы думаете, сколько сейчас людей, которые способны додумать мысль до конца? Да хватит пальцев одной руки, чтобы их сосчитать». Меня волнует не глянец как таковой, а проблема компромисса, той границы, которая существует между серьёзной литературой и глянцем. Как далеко может зайти литература в своём желании понравиться и быть принятой обществом? От нас зависит сегодня, будем ли мы считать приличным издание книг поэзии и прозы в аляповатых дорогих обложках. Будем ли мы считать приличным написание биографии поэта в стиле бульварного романа или так называемого «журналистского расследования». В конце концов, будем ли мы считать приличным участие поэта в телевизионном шоу тошнотворного формата и содержания. Будем ли пытаться покорять этот Олимп. Вот в чём для меня состоит проблема.
Весьма ценимый и уважаемый мною специалист, критик Наталья Иванова, написала статью, которая называется «Гламурно-глянцевая революция уже произошла». Эта статья написана в 2006 году, её можно найти на сайте polit.ru. Там ставится проблема именно таким актуальным образом, что есть что обсуждать. Наталья Иванова предлагает не отторгать всё, что связано с глянцем, а задействовать
какие-то пограничные области, постепенно отвоёвывать их у глянцевой культуры, иногда пользуясь её же средствами. Она убеждена, что непроходимой границы, барьера между глянцевой культурой и культурой высокоинтеллектуальной не существует, что здесь есть над чем работать. Возможно, я настроена пессимистичней, чем Наталья Иванова, потому что вижу не так много этих актуальных приграничных зон. Условно говоря, я верю в перспективность интеллектуальных глянцевых журналов (особенно тематических). Допустим, глянцевый журнал по географии, по архитектуре. Я верю, что это того стоит. Я верю в интеллектуальные журналы «концептуальные», тоже в глянцевых обложках. Такое вполне может быть. Верю даже в
литературные журналы с глянцевой обложкой, в тонкие литературные журналы, где лицо писателя будет вынесено на обложку, потому что, в конце концов, в этом есть даже
какая-то интеллектуальная провокация. Литература не только шрифт, но и лицо. Лицо писателя это лицо сегодняшнего дня, лиц нашего времени. А вот другие формы взаимодействия, взаимодействия на уровне именно текста, вызывают у меня недоверие. И я скажу почему.
Здесь есть соблазн: как будто бы противостоять глянцевой литературе, пользуясь её средствами, а на самом деле (и в итоге) в неё вписаться. Даже в лучших формах такая литература сомнительна здесь я выражаю свою субъективную свою точку зрения, конечно, допустим, проза Пелевина, который пользуется приёмами глянцевой литературы. И понятно, что он больше, что он интересней, масштабней и так далее
и посыл таков, что читатель, который может это разгадать, разгадает, а читатель, который разгадать не может, будет довольствоваться уровнем сюжета и
какими-то простейшими поверхностными впечатлениями от текста, да? Но на самом деле я не встречала людей, которых проза Пелевина заставила бы полюбить литературу и научиться читать всерьёз (то есть отвоевала бы у глянца). Я видела тех, кто уже умел читать, а потом читал ещё и прозу Пелевина. Но люди, которые читают глянцевые журналы и при этом прозу Пелевина, запросто делают его своим «другом по тусовке», который позволяет им в
какой-то степени повысить свой рейтинг в самых обычных, ничего не значащих на деле будничных обстоятельствах. Этот соблазн выступать против явления, а потом оказаться вписанным в него, как мне кажется, заслуживает самого серьёзного профессионального обсуждения. До какого момента мы можем идти на взаимодействие с этой литературой, на компромисс с этой литературой? Я сегодня приведу несколько примеров, которые, пожалуй, стоят внимания. Потому что я не буду говорить о заведомо плохой литературе. Только о достаточно ярких проектах, в которых однако замаячил признак
какой-то опасности (и связанного с этим несовершенства)
о тех, в которых обозначилась тенденция.
Я открываю книжную серию, которая называется «Без глянца». Это проект Павла Фокина, поддержанный издательством «Амфора», биографические материалы вокруг писателей
книги следуют сейчас одна за другой. «Пушкин без глянца», «Гоголь без глянца», «Ахматова без глянца», «Цветаева без глянца». Последнее, что я обнаружила, это «Блок без глянца. И тут меня впечатляет именно серийность, которая очень напоминает серийность глянцевых изданий. Скажем так, на Блоке без глянца моё терпение закончилось. И я расскажу, почему. Серия как таковая строится как собрание цитат из воспоминаний современников того или другого писателя. Принцип, казалось бы, прост и очень практичен. Мы привлекаем самое близкое окружение классика и не берём во внимание тех людей, которые отделены от него временем, пространством и действительно мифологизируют эту фигуру. Мы говорим только о самом близком окружении, о самых надежных источниках. Таким образом, получается серия, которая ориентирована в принципе на молодого, скорее всего, читателя, который только начинает приобщаться к классической литературе, и эти книги могут стать для него путеводителем. Но я не уверена, что они станут для него путеводителем.
Вряд ли человек, который читает такую «Цветаеву без глянца» а внутри неё фрагмент воспоминаний Марии Белкиной, потом пойдёт читать Марию Белкину. Скорее всего, он просто ограничится этими фрагментами и будет думать, что много знает. Но почему это происходит?
Во-первых, Павел Фокин, который делает серию, задаёт странный тон своими предисловиями. Они очень разные, но все предельно субъективные. И когда их читаешь, возникает впечатление, что это тоже своеобразная форма глянца, «опопуляривания». Его собственная концепция
вот, я скажу пару слов о книге «Цветаева без глянца», которая, в принципе, одна из лучших в серии. Это огромный толстый том, предисловие написано буквально навзрыд, с многочисленными восклицательными знаками. Оно говорит о большой любви составителя к творчеству Цветаевой и это вроде бы очень хорошо. Но понятно, что текст написан невероятно субъективно. Я не согласна со многими мыслями Фокина в данном случае, и о том, что биография Цветаевой уже почти не имеет белых пятен, это не так. Биография Цветаевой имеет белые пятна, и, как многие биографии поэтов, в частности поэтов Серебряного века, она имеет белые пятна, которые образовались благодаря «охранительным» усилиям семьи, и в частности Ариадны Эфрон. Такие усилия направлены на то, чтобы уберечь
какие-то куски, фрагменты биографии. Это вещи очень понятные, и я думаю, что действительно говорить об отсутствии белых пятен тут совершенно не приходится. Но есть и другие странные моменты. Так, для составителя это пример идеальной биографии. Он пишет: «Идеальная биография у Пушкина, идеальная биография у Цветаевой». Это как будто два образца творческой биографии XIX и XX века. Мне кажется очень странным,
каким-то обескураживающим разговор о цветаевской биографии как биографии идеальной.
Во-первых, таким образом мы действительно наводим этот самый литературный глянец, с «Пушкиным в роли монумента», хотя, казалось бы, в книге пытаемся дать Цветаеву объективно.
Во-вторых (и, главным образом, дело в этом), тот конец, о котором мы знаем, цветаевский конец жизни очень страшный, невыносимо трагический
Это то, о чём Надежда Мандельштам сказала: «Я не знаю судьбы страшнее, чем судьба Марины Цветаевой. Мне кажется, есть
какой-то очень тонкий момент, момент этический, который не позволяет говорить об этой биографии как об идеальной, просто не позволяет давать этой биографии эстетических оценок. Не начинается ли глянец с позволения на упрощенное (облегченное) прочтение?
Отложим Цветаеву и перейдём к книге «Блок без глянца», которая, что характерно, в два раза меньше, чем «Цветаева без глянца». Это довольно забавно, потому что - опять-таки я очень люблю Цветаеву и в целом понимаю Павла Фокина в этом стремлении показать её исключительную значимость. Но то, как дан в этой серии Блок, поэт для своей эпохи ключевой, это не просто Блок без
каких-то во времени присущих ему границ, Блок без важных точек отсчёта, это извините Блок без Блока. Личность сужена до такой степени, что становится совершенно непонятно, кем так восторгались современники, кого они так любили, в ком они находили такой источник вдохновения
в чём было обаяние этой личности. Вот как в предисловии подаётся Блок и его судьба: «Спустя девяносто лет что осталось от русской революции? Политическая система, государственный строй, экономический фундамент, социальная структура, идеология, решение национального вопроса? В реальности ничего. А была ли революция и вообще что было? Эти вопросы повисли бы в густой пелене документов и исследований, потонули бы в немом гвалте свидетельств и сообщений, растворились в безнадежном хаосе оценок и мнений, если бы в январе восемнадцатого года Александр Блок не
записал поэму Двенадцать. Поэма не жанр, а первородный смысл. Первым приближение поэмы почувствовал Гоголь»
И дальше продолжена такая линия в интерпретации поэмы, а затем и пути Блока. «Мистика судьбы Блока заключена в его избранности быть автором Поэмы. Он это знал еще на заре своей юности, к неведомому обращая стих Предчувствую Тебя, года проходят мимо
». «Тебя» здесь (по Фокину) очевидно, эту самую Поэму о революции. Перед нами этакий поэт-медиум (внутренне пустой), который выполняет заказ истории. Пусть даже метафизический заказ
но все же это невероятное упрощение нравственных исканий Блока, искажение его личности. Действительно, в судьбе Блока очень большая роль принадлежит мистике это чаяния, которые делали его исключительно чувствующим, исключительно страдающим человеком. Но напряжённость его судьбы состояла в том, что были двое: Поэт и Мистика, поэт и его ощущение стихии. И, кстати, Цветаева, когда писала о Блоке, об этом очень точно говорила. Что в таком конфликте поэт должен выстоять или не выстоять, состояться или не состояться. А здесь получается, что поэт просто выполняет заказ, записывает. И чем он тогда отличается от глянцевых фигур, фигур во времени даже советских певцов революции? Да разве только тем, что его можно пожалеть. Ведь
теперь-то мы знаем, что это неправильно, да? и мы можем пожалеть недальновидного Блока, что и происходит. «Он был только свидетель, избранник поэмы, верный её рыцарь. Рыцарь верный, рыцарь бедный». Вот какая в книге концепция личности Блока.
Показательно, что символизма, модернизма, со всей особостью его структуры в России, теургии, в конце концов, в «Блоке без глянца» просто нет. Раздел «Путь» составлен настолько примитивно
Детство, гимназия, первая любовь, встречи с Соловьёвым, университет, Прекрасная дама, Мережковский и рядом с ними, Блок и Белый на заре отношений
Это
какие-то отрывки, и главное когда читаешь эти воспоминания, частью совершенно бытовые, действительно не видишь ядра личности, которая для современников значила так много. А ведь мы говорим именно о взгляде современников. Значит, том о Блоке должен был бы быть как минимум того же размера, что и том о Цветаевой именно сообразно месту, которое этот человек занимал в глазах окружавших его людей. Должен был быть составлен иначе. И здесь мне приходят на ум прекрасные воспоминания о Блоке матери Марии Кузьминой-Караваевой человека, который с Блоком дружил, у которого был свой сюжет Блока в жизни, и человека, который оставил потрясающие воспоминания о Блоке. Естественно, этих воспоминаний в книге нет. Почему? Потому что Кузьмина-Караваева не была близким Блоку человеком? Нет, это не так. Скорее, проблема в другом. Мы берём только те воспоминания, которые на поверхности, которые (всего лишь!) просто найти. И фигура Блока у нас оказывается на поверхности. Всего лишь плоская фигура.
Не удержусь и прочитаю небольшой фрагмент из воспоминаний матери Марии. Прочитаю его именно для того, чтобы люди, которые, может быть, хотят сегодня вспомнить ощущение от прикосновения к Блоку, вот, это загадочное ощущение, которое передаётся через его стихи и не уцелевает часто в такого рода книгах, могли его хотя бы отчасти представить и сделать это с помощью матери Марии. Статья матери Марии «Встречи с Блоком» была написана в эмиграции к пятнадцатилетию со дня его смерти. Там последовательно описывается несколько встреч с поэтом, бывших
для неё очень важным событием. Но я думаю, что и для Блока знакомство с юной Лизой Пиленко, которой он ещё пятнадцатилетней посвятил стихотворение, тоже было событием. Сначала мать Мария вспоминает, как впервые увидела Блока на сцене удивительного, странного, читающего свои стихи, из которых сразу было понятно, что это стихи про главное, очень важные стихи. Потом она приходит к Блоку домой. Скромная девочка-гимназистка, которой ещё не исполнилось пятнадцати
но ей было очень важно поговорить с любимым поэтом. И вот он каким Лиза его увидела в первый раз:
«Он в чёрной широкой блузе с отложным воротником, совсем такой, как на известном портрете. Очень тихий, очень застенчивый. Я не знаю с чего начать. Он ждёт, не спрашивает, зачем пришла. Мне мучительно стыдно, кажется всего стыднее, что, в конце концов, я ещё девочка, и он может принять меня не всерьёз. Мне скоро будет пятнадцать, а он уже взрослый, ему, наверное, двадцать пять
Наконец собираюсь с духом, говорю всё сразу. Петербург не люблю, рыжий туман ненавижу, не могу справиться с этой осенью, знаю, что в мире тоска, брожу по островам часами, и почти наверное знаю, что Бога нет. Всё это одним махом выкладываю. Он спрашивает, отчего я именно к нему пришла? Говорю о его стихах, о том, что они просто вошли в мою кровь и плоть, о том, что мне кажется, что у него ключ от тайны, прошу помочь. Он внимателен, почтителен и серьёзен, он всё понимает, совсем не поучает и, кажется, не замечает, что я не взрослая. Мы долго говорим. За окном уже темно. Вырисовываются окна других квартир. Он не зажигает света. Мне хорошо, я дома, хотя многого не могу понять. Я чувствую, что около меня большой человек, что он мучается больше, чем я, что ему ещё тоскливее, что бессмыслица не убита, не уничтожена. Меня поражает его особая внимательность,
какая-то нежная бережность. Мне этого большого человека ужасно жалко. Я начинаю его осторожно утешать, утешая и себя одновременно. Странное чувство. Уходя с Галерной, я оставила часть души там».
Проходит несколько лет, и будущая мать Мария выходит замуж за Дмитрия Кузьмина-Караваева, одного из деятелей культуры Серебряного века, близкого к гумилёвскому цеху поэтов. И происходит второе знакомство Кузьминой-Караваевой и Блока. Блок узнаёт её, спрашивает, как теперь она переживает Петербург, справилась ли она с тем волнением, с теми трудностями, которые у неё были. Он
по-прежнему к ней невероятно внимателен. Между ними завязывается переписка. Всё это сейчас опубликовано и можно прочитать. Наконец ещё одна встреча, но тоже на людях (я цитирую Елизавету Кузьмину-Караваеву):
«В случайную минуту, неожиданно для себя, говорю ему то, чего ещё и себе не смела, определить и сказать: Александр Александрович, я решила уезжать отсюда, к земле хочу
Тут умирать надо, а ещё бороться хочу и буду. Он серьёзно и заговорщицки отвечает: Да, да, пора. Потом уж не сможете. Надо спешить. Вскоре он заперся у себя, это с ним часто бывало. Не снимал телефонную трубку, писем не читал, никого к себе не принимал, бродил только по окраинам. Некоторые говорили пьёт. Но мне казалось, что не пьёт, а просто молчит, тоскует и ждёт неизбежности. Было мучительно знать, что вот сейчас он у себя взаперти и ничем помочь нельзя
Я действительно решила бежать окончательно весной вместе с обычным отъездом из Петербурга. Не очень демонстративно, без громких слов и истерик, никого не обижая. Куда бежать? Не в народ! Народ было очень туманно. А к земле! Долой культуру, Долой рыжий туман. Долой Башню и философию. Есть там только один заложник. Это человек, символ страшного мира, точка приложения всей муки его, единственная правда о нём, а может быть, и единственное, мукой купленное, оправдание его Александр Блок».
И вот наступает период самого интенсивного общения Елизаветы Кузьминой-Караваевой и Блока. Уже началась первая мировая, патриотическая истерия на страницах журналов и Блок говорит будущей матери Марии:
«Одни кровь льют, другие стихи читают. Наверное, не пойду (речь идёт о вечере патриотическом), всё это никому не нужно. И Брюсов сейчас говорит о добродетели. А вот Маковский оказался каким честным человеком! Они в Аполлоне издают к новому пятнадцатому году сборник патриотических стихов. Теперь и Сологуб воспевает барабаны. Северянин вопит: Я ваш душка, ваш единственный, поведу вас на Берлин Меня просили послать стихов. Послал. Кончаются они так: Будьте довольны жизнью своей, тише воды, ниже травы и мрак грядущих дней
И представьте, какая с их стороны честность, вернули с извинениями, печатать не могут». Потом мы с Блоком опять молчим. «Хорошо когда окно на Запад. Весь закат принимаешь. Смотрите на огни». Потом я рассказываю, что предшествовало его прошлогоднему письму. Он удивлён. «Ах, этот Штейнер. С этим давно кончено. На этом многое оборвалось. У меня его портрет остался, Андрей Белый прислал». Он подымается, открывает шкаф, из папки вынимает большой портрет. Острые глаза, тонкий извилистый рот. Есть
что-то общее с Вячеславом Ивановым, но всё резче, чернее, более сухое и волевое, менее лиричное. Блок улыбается. «Хотите разорвём?» произносит он.. «Хочу!». Он аккуратно складывает портрет вдвое, проводит по сгибу ногтём. Рвёт. Опять складывает
Рвёт. Портрет обращён в груду бумажек размером с почтовую марку. Всю груду сыпет в печь. Моя очередь говорить. Сначала рассказываю о черноморских буднях, о диких утках и бакланах. Потом о том, что надо сейчас всей России искать своего Христа и в Нём себя найти. Потом говорю о нём, о его пути поэта, о боли за него
Он слушает. В сумраке по близорукости я его почти не вижу. Только тихий и усталый голос иногда прерывает меня, значит, он тут.
И так начинается изо дня в день. Сейчас мне уже трудно различить, в какой раз, что было сказано. Да и по существу это был единый разговор, единая встреча, прерванная случайными внешними часами пребывания дома для сна, пищи, отдыха. Иногда разговор принимал простой, житейский характер. Однажды Блок заговорил о трагичности всяких людских отношений: «Они трагичны (это цитата из Блока), потому что менее долговечны, чем человеческая жизнь. И человек знает, что добиваясь их развития, добивается их смерти. И всё же ускоряет и ускоряет их ход. И легко заменить должный строй души, подменить его, легко дать дорогу страстям. Страсть и измена близнецы, их нельзя разорвать. И неожиданно заканчивает: А теперь давайте топить печь.»
В этих воспоминаниях Елизаветы Кузьминой-Караваевой, которые теперь опубликованы, которые можно прочитать в её книге «Равнина русская», есть пронзительные фрагменты, говорящие о невероятной ответственности, мыслительной серьёзности Блока, его фантастическом ощущении времени, его исключительном нравственном чувстве. И мне кажется, что думая о поэте, создавая книгу о поэте, мы очень ответственно должны относиться к этому образу его (не во времени!), образу в вечности
Не бытовому образу, который иногда могут давать члены его семьи, его коллеги по цеху, но к его
бытийному образу. И, наверное, один редактор, который делает такую серию книг, и по несколько книг выходит в год, просто физически не может с должной серьёзностью осмыслить всех, за кого берётся. Наверное, это дело коллектива специалистов. Я не знаю
Об этом нужно думать, обсуждать концепцию подобных изданий. По крайней мере, сам принцип серийности кажется мне тем, что коснётся в конце концов качества, и каждая следующая книга будет что вполне логично хуже предыдущей. Хотелось бы, чтобы этого не было. Потому что изначально серия Павла Фокина задумана интересно. А проблемы, как мы видим, есть.
Страницы: 1 2 3 4