До нас дошло довольно много этих виршей XVII века, из которых изрядная часть дошла до нас даже с авторскими именами. Но большая часть всё же осталась с безымянными авторами, это понятно. Язык там пока еще архаичный. И вирши невозможно и нет смысла (как, скажем, «Слово о полку Игореве») переводить на
Рифма приблизительная, но
Вот эти вирши, можно сказать, начальные, тяготеют к народному раёшному стиху, райку. Зазывалы на ярмарках могли вот такими двоестрочиями говорить, тоже совершенно не соблюдая количество слогов. Примерно так написано Пушкинское «О попе и о работнике его Балде».
Прочитаю самые первые, может быть самые интересные, с моей точки зрения вирши, потому что написаны они не для того, чтобы показать свое умение и похвалиться своим умом. А человек описывает
За редчайшим исключением по содержанию эти вирши не представляют интереса. Они назидательные, дидактические. В них проповедуется, иногда с пылом и с жаром, но, тем не менее, хорошо известные истины. В основном правила, как надо жить: почитать родителей, обучаться, старость уважать, не врать, не воровать. Тематика взята из Евангелия, которое тогда, в целом, народу было знакомо.
Также был очень популярен эпистолярный стиль. Это еще ничего не печаталось естественно, все распространялось рукописно. Хорошо образованные грамотные монахи любили писать друг другу
Вот самое старое из дошедших до нас произведений, еще до приказной школы. Датируется 1608 годом. Автор — дворянин Иван Фуников, название — «Послание дворянина к дворянину»,
…
А мне, государь, Тульские воры
выломали на пытках руки и нарядили, что крюки,
да вкинули в тюрьму, и лавка, государь, была уска,
и взяла меня великая тоска,
и послана рогожа, и спать не погоже.
Сидел 19 недель, а вон ис тюрьмы глядел.
А мужики, что ляхи, дважды приводили к плахе,
за старые шашни хотели скинуть с башни.
А на пытках пытают, а правды не знают.
А яз им божился и с ног свалился и на бок ложился:
не много у меня ржи, нет во мне лжи,
истинно глаголю, воистину не лжу.
И они того не знают, болши того пытают.
…
Да немало, государь, лет,
а разума нет, и не переписать своих бед.
Розван, что баран, разорен до конца, а сед, что овца.
Не оставили ни волосца животца, и деревню сожгли до кола.
Рожь ратные пожали, а сами збежали.
А ныне воистинну живем в погребище и кладем огнище,
а на ногах воистину остались одне голенища, и
отбились голенища.
Зритель, государь, сердцам бог, не оставили шерстинки,
ни лошадки, ни коровки, а в земли не сеяно ни горстки.
Всего у меня было живота корова, и та не здорова.
Видит бог — сломило рог.
Да бог сердца весть — нечего есть.
Велел бог пожить, и не о чем тужить.
А я тебе, государю моему, преступя страх,
из глубины возвах, имя господне призвах,
много челом бью…
Не прогневайся, что не все беды и разорения пишу, не бо ум мой
постигнути или писанию предати возможет. Да и тебе скорбь на скорбь не
наложу. Твоя ж и моя вся взята быша без останка.
У автора с адресатом было
Это по крайней мере искреннее писание от сердца. Да, архаично. Да, нам
Имя следующего автора нам тоже известно — поп Стефан Горчак. Он служил в Москве, занимался книжной справой. Книжная справа — деятельность в Русской церкви по редактированию текстов переводов богослужебных книг в
Виршевый Домострой
1. Наказание некоего отца к сыну своему, дабы он подвизался о добрых делех выну.
Возлюбленному моему чаду,
аки цветущему винограду,
от меня, отца, крепкое наказание.
Наказую тя, чадо, после своего живота:
да будет тебе душевная и телесная чистота.
То есть, после моей смерти, чтобы ты соблюдал мои наставления. И дальше он много чего перечисляет…
…
да не постигнет тебе никоторая напасть,
всякаго бо человека содержит божия власть.
И богоданных тебе чад своих снабдевати
и воли им отнюд в худом деле не давати,
держати бы их всегда в велицей грозе,
и да не будут подобны неплодной лозе;
понеже самоволныя дети всегда погибают,
некогда же велицы пианицы и блудники бывают.
Понос и укор отцу и матери приносят,
того ради и люди недоброю славою обносят.
И аще будет ти чем милостыню творити
и души моей грешной хотя мал отрад учинити,
и ты, бога ради, давай радостно, с любовию,
зане сам господь наш бог искупи нас своею кровию.
Яко же негде речеея: вода огнь угашает,
тако и милостыня многия грехи потребляет
и всякой многогрешной души велми помогает,
и господь ея благоприятне приимает.
К тому же ко всем человеком держи любов,
занеже любов покрывает множество грехов.
И не буди обычаем и нравом горд,
да не посечет тя невидимый господень оскорд.
Яко гордость и величание многих погубляет
и во дно адово в разные муки посылает.
И буди паки ко всем человеком смирен,
да не будеши поганскими делы обуморен.
И тщися всякому человеку сердце собою услад нги,
да возможеши и гневающагося на тя умилити.
И тако спасешь свою душу от смерти
и паки будеши вся тяжкия грехи своя потерти,
и сподобшишися нескончаемого селения,
и тако избавлен будеши лютаго боления.
И аще послушаешь сего моего наказания,
то не лишен будеши вечнаго упования.
Очень разумные советы, но когда начинаешь читать подряд и у этого, и у этого, видишь — как одним человеком всё писано.
У него был сын, такой же хорошо образованный человек, как и батюшка. Видать, батюшкины наказы даром не прошли. Имени не сохранилось. Он так и писал, что он сын Стефана Горчака. Написал несколько виршей, очень длинных, увесистых.
Вот, например, послание к матери. Он долго и нудно объясняет, какой он хороший сын и как он соблюдает заветы.
Послание к матерем
А что ты, государыня моя матушка, ко мне послала
и с тем добрым человеком приказала,
и то у меня по се время все изошло,
а ныне нужное время мне пришло.
И ты, государыня, еще покажи свою щедрость
и сердечную свою материю ко мне ревность.
Пожалуй, государыня, еще того же пришли,-
сама ты, государыня, ведаеш, которые дни подошли,-
как тебе всемилостивый* бог известит
и благонравное сердце твое своим милосердием одарит.
Витиевато просит, чтобы опять ему подкинула матушка на содержание, и объясняет, что Бог это ей не забудет.
Ещё один из приказных писцов, монах Савватий. Он подвизался в книжном приказе, а также в книжной справе (отсюда еще один вариант написания имени — справщик Савватий), при этом ещё служил у князя Одоевского воспитателем и учителем сына его Михаило. Одоевские — знатный род, значительный и состоятельный, так что хотел князь воспитать сына тоже в грамотности, развить его. Домашний учитель был, конечно, необходим. Он пишет наставление ученику, в начале подчеркивая, что хоть это и двоестишия (то есть светская форма), но всё построено на Писании.
Наставления ученику князю Михаилу Никитичу
Аще и двоестрочием слогается,
но обаче от того же божественнаго писания
избирается.
Того ради достоит сие поучение почасту прочитати,
чтобы ко учению крепостне прилежати
и леность и нерадение от себя отревати,
яко леность и нерадение всякое благое дело,
паче же всего губит душу и тело.
Бодрость же и тщание много добра сотворяет,
понеже сию бесмертную нашу царицу горе возвышает.
Зде же тебе, зримому нами ученику,
и всем таяжде всякому возрасту реку:
Подобает вам учение любити,
аки сладкую реку пити,
понеже учение добро и похвално есть при всех,
аще получиши его во младых ноктех.
…
Аще научиши себе в вышереченной той младости,
то и велия честь и хвала ти будет в старости.
Паки писано есть: учение — свет,
понеже приводит в мудрых совет.
А неучение нарицается тма,
понеже от мудрых посрамляется веема.
Очень популярная форма того времени — акростих. Содержание послания от некоего Иллариона к Феоктисту не важно, но если мы прочитаем начальные буквы каждого стиха, что мы увидим? «СТАРЕЦ ГОСПОДАРЬ ФЕОКТИСТ ДАЙ МИ КНИГУ СПИСАТЬ»
Всё это происходит, когда книгопечатание
Вот наиболее,
Молитва Господу Богу благодарная и песнь плачевная предикатора некоего сожителницы с треми чады. Воспевати же ся может на глас Прекрасныя пустыни и Прекраснаго Иосифа
Святыя церкви служитель,
любовный мой сожитель,
внезапу от мене отлучися,-
глава с телом разлучися.
О сем скорбь мя снедает,
печаль тело изсушает;
очи струи источают,
реки слез проливают.
Не могу скорьби престати
и от сердца не рыдати! —
Видех любимаго связанна,
ноги и выя окованна,
бесчестно от нас ведома,
в незнанну страну везома.
Сама жизнь отлучися!
Во граде, где не родися,
детки со мною младенки,
сиротки осталис маленки.
Но что мне се сотворися?
Зачто тако устройся? —
Солнце облаком покрыся,
и день во мрак преложися.
Много о сем размышлала
и вины о том искала.
Токмо едину обрела:
сия бо вся мне содела,
егда без скорби живяше,
о души своей не радяше,
волю божию преступая,
во гресех дни изживая.
Достойна бых посечения
и вечнаго мучения.
Неисчетная милость
велия божия и благость
окаянней мне даровася,
внезапна душа моя не отъяся.
Даде мне исцеление,
душевное обновление,
беды бо душю убеляют,
грехов струпы исцеляют.
Лучше в скорби в мире жити,
да во славе вечной пребывати,
нежели быти зде во отраде,
а последи — в муках во аде.
Сего ради многогрешная,
благость божию приемшая,
господа благодетеля,
творца всех и содетеля,
я, Еуфимия, о сем хвалю,
с малыми детми благодарю.
Первый и болший аз сын,
именуемый Савин.
Годен жезлом ранен быти
и многи язвы носити.
С материю господу всех воспеваю,
благодателю возсылаю.
И средний аз, Леонтей,
достоин есмь многих плетей.
С рождьшею к богу глас возсылаю,
з братом в песнех соглашаю.
И аз, Николай, к вам приполз,
годен прияти многих лоз.
Все они готовы признать
Три брата младые рыдаем,
слезны реки проливаем,
яко умами несвершенни,
душами своими украшена.
О, нашего окаянства,
глупости же и безумства!
Егда он, любимый
родитель наш, с нами бывый,
учаше нас во благое,
небрегше же мы яко злое,
учению не внимахом,
в послушании не быхом,
вся дни живуще в делех злых,
небрегохом же о добрых,
о церкви бо не радиша,
в праздности болше пребыша;
…
ускори, щедрый, в помощь нашу,
разбей пелынную чашу,
посеки скорби терния,
изсущи реки слезныя,
разгони облаки темныя
от нас — печали сердечныя,
излей струю милости,
источник чистый благости,
даждь нам сот медвен сладости,
напои нас вином радости, —
возврати церкви служителя,
мене, грешной, сожителя —
возлюбленнаго ми друга,
и востану от скорби недуга.
Нам же трем младым братом — родителя,
во юности наказателя.
Да не в глупости погибнем,
от воли твоей ся отринем.
Но отныне ся накажем
и послушни ся покажем
твоему повелению
и отческому учению.
Даждь нам здрава его видети
и лице с веселием зрети.
Тогда тебе радостнейше
гласы воскликнем, яснейше,
сугубо тя благодаряще
и поклонение тебе творяще.
Воспоем тебе: аллилуйя
Я понимаю, что это очень тяжело для восприятия, особенно на слух. Но это интересно, потому что слышен человеческий голос. Причем особенно редко до нас долетает голос женщины, которая действительно искренне страдает, переживает. Датируется стихотворение не позже
Со следующего раза с виршами мы покончим и начнем XVIII век.
Когда мы занимались серебряным веком, я вам говорила, что вдруг в начале XX века все творцы страстно заинтересовались XVIII веком, но смотрели на него как бы через волшебное стекло — и стихи (Белый, Кузьмин), в живописи то же самое (Сомов, Бакст), в прозе (проза Кузьмина, Бориса Садовского, прозаика того времени, сейчас малоизвестного, а вообще очень симпатичного). Это неизбежно: чем дальше от нас отодвигается время, тем меньше мы вникаем в бытовую суть, а увлекаемся
Платья на дамах с фижмами появляются, например, в Петровскую эпоху. Так красиво! А в начале XX века такие платья — только на маскарад. Его даже стали называть «галантный век». Какой он был, к черту, галантный?! Это было невероятное нечто! Потому что сломалось всё в одночасье, а новое не имело корней. Оно не проросло само, старое устройство было переломано Петром. Народ (не важно, дворяне, крестьяне) был един, тем не менее, потому что говорил на одном языке, были одинаковые духовные ценности, и тут начался разлом. У нас две России оказалось: Россия верхов страстно хватала всё западное, не имея никакой культурной базы — шло подражательство. Стали говорить постепенно по большей части на франзцузском языке. Известно, что во многих дворянских семьях дети не умели говорить и писать
Но Пётр это всё насаждал железной рукой, поэтому он, конечно, был в конфронтации с церковью, которая, по традиции пыталась сохранять прежние духовные ценности, национально присущие. А Пётр был полубезумец, к тому же эпилептик, он вообще ни с кем не считался. «Колокола снять, на пушки перелить!», «патриаршество упразднить, создать Свтяейший Синод!» — министерство веры в Бога. И вот с этим Синодом мы до
Одно дело, когда мы заимствовали слова, которых у нас не было, но они были необходимы, потому что
Мудрое и вечное, оно медленно очень приживается, а всякая дрянь молниеносно пускает корни. И сейчас происходит абсолютно точно то же самое. Поэтому особенно интересно нам будет немножко на этом задержаться и подумать.
Так, например, после теремной жизни, соблюдения нравственных законов (конечно, и у нас были уличные девки, которые при кабаках промышляли, это было, но
Даже при самом Петре
Я не буду вас травить подробно поэтами XVIII века. Хотя это, конечно, полегче, чем вирши. Я буду делать обзор. Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов. Не обязательно всех в одно занятие.
Единственный поэт XVIII века, которого я
А дальше пойдут уже старшие современники Пушкина, очень разнокалиберная публика, но надо об этом говорить, чтобы понять, откуда появился Пушкин. Он тоже возник не на пустом месте. Там был Батюшков, которого сейчас даже немножко смешно читать. Он ещё весь принадлежит как бы XVIII веку, но юный Пушкин его очень любил. И, когда писал ещё лицейские стихи, он же подражал именно Батюшкову. Был суровый Дмитриев. Но в то же время он никогда не был именно литературным старовером. Он был арзамасец, между прочим. Карамзина, как поэта, мы брать не будем. Он прозаик был хороший, а стихи у него невозможные. Денис Давыдов, которого Пушкин напрямую называл своим учителем. Не в том смысле, что Давыдов с ним занимался, а что ещё лицейский Пушкин, прочитав первые стихи Давыдова, вдруг понял, что можно писать
Языков позже будет, поэт, геттингенец. Он даже позже Пушкина, хотя примерно ровесник Александра Сергеевича, но известность к нему позже придет. Языков сам был поклонником Пушкина, приезжал к нему в Михайловское. Оба гуляки были еще те. Няня им только подливала, а они отрывались — несколько дней Языков гостил у Пушкина, а потом всю жизнь об этом вспоминал. Причём, он такие чудные стихи о няне написал.
Сам Пушкин на смерть любимой няни никак не откликнулся. Арина Родионовна за то, что она детей воспитывала давно была на волю отпущена, она не была крепостной, но это была уже её семья. И любимый среди всех детей, конечно, Саша. Как родное дитятко он был для нее. И, если бы не она, он может быть загнулся бы там, в Михайловском, потому что о самоубийстве подумывал временами. Ну сдохнешь — русская деревня зимой в начале XIX века. Читать ничего нет, уж какие там телевизоры — света нет — свечки экономить надо. Домишко этот жалкий, который
А Языков, когда узнал, что Арины Родионовны уже нет в живых, он такие стихи написал замечательные про нее. В начале своего поэтического пути он был очень яркий и интересный. Он достаточно долго прожил, до того времени, когда пошёл интеллектуальный раскол на славянофилов и западников, а он был ярый славянофил, и стал писать, как в советское время про советскую власть писали — такие заданные стихи. Последние стихи у него совсем неинтересные. Нельзя никогда талант ставить на службу государству — он тут же растворится.
Там есть, о ком поговорить. С разной степенью интереса. После Державина для нас уже пойдет и язык более привычный. Сам Державин был очень плохо образованный человек. Он из дворянской, но очень бедной семьи
Литература
Виршевая поэзия (первая половина XVII века) / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент.