Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». «Потешная» литература: Новое о скоморохах Скоморошество у Ахматовой Старик Букашкин.
Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». «Потешная» литература: Новое о скоморохах Скоморошество у Ахматовой Старик Букашкин. (скачать аудио).
Программа:
Частная коллекция
Вы слушаете программу «Частная коллекция». С вами Светлана Бунина и мы говорим о традициях потешной культуры, о традициях скоморошества в современной литературе и даже, как оказалось, в интерпретации современной культурологии. Завершая эту программу, я хочу сделать новогодний подарок себе как и всем, кто меня слушает. А именно рассказать о замечательном современном скоморохе, который умер совсем недавно (в 2005 году)
о представителе уральского андеграунда Старике Букашкине, который ещё называл себя «Народный дворник России Букашкин», «Народный старик России Б. У. Кашкин». А в действительности звали его Евгений Малахин и всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге, будучи по диплому инженером, но при этом художником, музыкантом, создателем своего особенного мира. В частности, в
1990-е, в начале
1990-х, на которые пришелся расцвет деятельности Старика Букашкина, он расписал все помойки города Свердловска. И, как мне поведали, Свердловск тогда выглядел потрясающе, это было невероятно красиво. Это была
какая-то победа над склокой и грязью жизни.
Мне рассказала о Старике Букашкине поэтесса Виталина Тхоржевская. Сама я, к сожалению, не бывала в Екатеринбурге и никогда этого удивительного человека не видела. Зато видела фильм, который снят совсем недавно Светланой Абакумовой. Кажется, он называется «Легенда о Старике Букашкине». Если вам удастся когда-нибудь найти этот фильм документальный, там есть бесценные фрагменты монологов Старика Букашкина, фрагменты игры? маленького оркестра во главе со Стариком Букашкиным на скоморошеских инструментах
я вас уверяю, вы получите сильнейшее впечатление. Я, например, поняла, что хочу знать обо всём, что связано с этим человеком. Наверное, такой тип личности, стихийно свободный свободный, потому что особенный, осознающий себя в любом времени, в любых обстоятельствах, осмеивающих любые, самые страшные испытания, это самый любимый мною русский типаж, тип личности русского человека из народа. Если вы найдёте страницу Старика Букашкина в Википедии, вы обнаружите фотографии человека с прекрасным (!) лицом. В молодости это лицо интеллигента, выражающее не только доброту, ясность сознания, но и интеллект, незаурядный ум
а в старости это лицо, на которое просто можно
смотреть. Потому что это лицо человека много прожившего, много понимающего и
абсолютно доброго. Можно найти также его единственную опубликованную в Интернете вещь: «Миф о добром и злом» (в «Журнальном зале», журнал «Урал» за 2001 год, № 8). И есть ещё публикация притч в том же журнале «Урал» за 2000 год, но, к сожалению, она не открывается, а здорово было бы её тоже увидеть.
Что происходит в этой замечательной истории «Миф о добром и злом (Мифы неизвестных народов)»? Здесь добро побеждает зло благодаря языково́й игре, побеждает собственно средствами языка. Букашкин, используя детский язык как элемент абсурдистской поэтики, показывает нам, как просто, интересно можно жить в языке, как можно с помощью языка, с помощью народного слова доказать необходимость повседневного добра. Читаю несколько фрагментов из этой его вещи «Миф о добром и злом». «Давным-давно, когда еще ничего не было, так давно, что никто и не помнит, сделал
кто-то Доброе дело, а не
кое-кто злое не сделал, вот ничего и не вышло
Так впервые восторжествовало ДОБРО и было наказано зло!» Добро побеждает зло даже чисто графически, потому что «ДОБРО» написано большими буквами, а «зло» маленькими. В примечании к этому анекдоту сказано: «ДОБРО растет, а зло мельчает (буквально), отсюда Добрый с Большой, а злой с маленькой (буквы)». Ну, «Добро растёт, а зло мельчает» это фактически пословица.
Вот ещё несколько фрагментов. Работа Евгения Малахина с детской речью: «Однажды шел Добрый и нес свой автопортрет в натуральную величину. А навстречу ему злой. «А третий лишний!» сказал Добрый злому. А злой знал, что он злой, а что недобрый не знал, а как узнал, так и запутался
Так восторжествовало ДОБРО и наказано зло
было «злобыло?»» Это «злобыло?» (одно слово: «злобыло»), напоминает мне детские ребусы. Помните, был такой ребус: «Кобыла забыла поесть. Бедная кобыла», где нужно было догадаться о «есть» и «было». Так вот, здесь это «злобыло» одно слово, свидетельствующее, что зла в мире в настоящем времени просто быть не должно. Вот ещё эксперименты Старика Букашкина с детским языком: ««Доброе утро!» сказал однажды Добрый, встретив злого, а злой затрясся и сказал: «Нет, звое!» «Не звое, а добвое», передразнил Добрый. «Звое, звое!» обиделся звой и запвакав. Так быво наказано зво и востовжествоваво ДОБВО!» У него бывает так, что зло просто не может
что-то выговорить правильно, а
добро-то может. И здесь такая лёгкая ирония в отношении добра, в отношении правильного поведения. Но эта ирония как раз делает текст не ходульным, а совершенно живым. Например: и стал добрый «символом»
чего-то там, а злой стал «симвОлом».
Вот интересный пример того, как наследует Старик Букашкин поэтике обэриутов, в частности, Хармса. Здесь сразу мне вспоминаются «Случаи»: «Однажды Добрый думал, а злой решил мешать притаился, как мышь, и говорит: «Добрый, а добрый, а ты не сын кобры?» А тот так (!) задумался, что не услышал, а только потянулся да случайно
злого-то и смахнул с лица земли. Так нечаянно восторжествовало ДОБРО и было наказано зло!..» Действительно, добро может восторжествовать ещё и нечаянно! Заметили, в этом абзаце использованы детские дразнилки? «Добрый-добрый, а ты не сын кобры?» И сама манера подачи материала идет от жанра анекдотов, конечно. Вот это, например: «Однажды Добрый сделал ДОБРО, подумал и еще раз сделал, а злой почувствовал зависть и сделал Доброму зло, а тот и не заметил, так как новое ДОБРО обдумывал. Так восторжествовало ДОБРО, и так наказалось зло
И далее так будет, так как иначе и нельзя!..» Зло наказывает само себя, видите: зло «наказалось». Потому что добрый просто не замечает то злое, что на него готово обрушиться
И напоследок прекрасные слова от Старика Букашкина: «Суть утерянного мифа такова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРЫ!»» Вот такая заповедь, такое нам прекрасное напутствие к Новому году. В Википедии можно найти несколько крылатых выражений, или, точнее, поэтических миниатюр, которые принадлежат перу Евгения Малахина, Старика Букашкина: «Слезятся маленькие глазки у крокодильчика без ласки». «Коза полюбила козла, в том нет никакого зла. И так любовь добра козе и козлу ура!». «Если ты рабочий класс, пей газводу, сок и квас». «С кота пример берите, люди, не пил, не пьёт и пить не будет!». И есть одно выражение Евгения Малахина, которое запомнилось мне особенно.
Когда-то я уже говорила о горячо любимых мною словах Жиля Делёза: «Делать всё, что возможно и так долго как это возможно вот искусство жить». Делать всё и так долго, как это возможно, да? Так вот, у Старика Букашкина есть фраза, в
общем-то, конгениальная словам Делёза: «Ну до чего же хорошо! И жизнь прожил, и жив ешо!» Эта простонародная вера, что, какой бы ни была жизнь, она всегда радость
и ты её проживаешь полностью, проживаешь всей полнотой своей внутренней жизни (и удивляешься, что полнота эта
почему-то не иссякает, что, не смотря ни на какие обстоятельства, ты «жизнь прожил и жив ешо»)
Вот так, именно «ешо», как будто удивляясь собственной двужильности. Этого полного и радостного чувства жизни я желаю всем в новом году. С наступающим, господа! Оставайтесь с Литературным радио!
С вами была Светлана Бунина и программа «Частная коллекция».
Страницы: 1 2 3