27 Московская международная книжная выставка-ярмарка. 6 сентября 2014 года. Репортаж
27 Московская международная книжная выставка-ярмарка. 6 сентября 2014 года. Репортаж (скачать аудио).
Принимают участие:
Сергей Куняев,
Владимир Новиков,
Леонид ПарфеновПрограмма:
РепортажиМосковская международная книжная выставка-ярмарка 2014
6-го сентября павильон Московской международной книжной выставки-ярмарки был переполнен. Количество посетителей по сравнению с предыдущими днями выставки явно возросло. Не последнюю роль в этом сыграл День города Москвы. Надеемся, каждый из пришедших в этот день в павильон на ВДНХ нашел себе книгу по душе.
В полдень прошла презентация сразу трех книг серии «ЖЗЛ» о Пушкине, Высоцком и Блоке. Объединяет их один автор, Владимир Новиков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ. Презентация вызвала дискуссию одного из гостей ярмарки с автором книги, но это нисколько не омрачило хода мероприятия, а скорее придало происходящему необходимой для настоящего научного дискурса полемичности. Один из гостей задал вопрос писателю о необходимости новых исследований, в частности о Пушкине, при наличии хороших старых работ, приведя в пример одну из биографических книг о великом русском писателе. Конечно же, как настоящий ученый, Владимир Новиков вступил в горячий спор со зрителем, высказав твердое убеждение, что каждая новая работа лишь прибавляет знаний и смыслов, а значит необходима. К слову, новая книга о Пушкине выпущена «Молодой гвардией» в малом формате, значит более мобильна и её удобно брать с собой. Кроме того, она, по словам автора, носит новеллистический характер и легко читается, несмотря на всю серьезность проделанной Владимиром Новиковым научной работы. Книга серии об Александре Блоке раскрывает дотоле неизвестные факты его личной биографии, которые были недоступны широкому кругу в Советское время по причине своеобразной «цензуры». Над книгой о Владимире Высоцком работа велась более 15 лет, это, по словам автора, сложный сравнительный анализ различных «показаний» всех близких людей знаменитого поэта и актера. Владимир Новиков рассказал, что особая сложность работы в формате серии ЖЗЛ это внутренняя необходимость перевоплощения в героя, но, при этом, сохранение научной непредвзятости в описании его биографии.
Одним из самых ожидаемых гостей четвертого дня выставки стал Леонид Парфенов, ожидаемых в прямом и переносном смысле слова известный журналист изрядно опоздал на презентацию своего двухтомника «Российская империя», но в этот день действительно было сложно и проехать
куда-то, и даже пройти на территории ВДНХ было очень много людей. Леонид Парфенов был настроен на активный диалог с собравшимися, сам подходил с микрофоном к тем, кто хотел задать ему вопрос, пребывал в общительном и очень бодром расположении духа. Представленный двухтомник сделан по мотивам телевизионного проекта «Российская империя», прекрасно иллюстрирован и, кроме того, имеет четкие координаты всех исторических мест, о которых упоминается в ходе действия. То есть любой желающий может легко добраться до известного поля Аустерлица или другого схожего по значимости реального места, так как в книге указаны
GPS-координаты, различные маршруты, цены на билеты и прочая необходимая для путешественников информация. Таким образом, двухтомник является не только большой и красочной энциклопедией, но и своеобразным уникальным путеводителем по Российской империи. Известному телеведущему и журналисту задавали много вопросов о будущем России, видимо, подразумевая его оппозиционную деятельность. В частности, звучали классические вопросы о том, кто победит западники или славянофилы, что делать России, есть ли у нашей страны свой путь. Все вопросы такого толка задавали, как ни странно, весьма молодые люди. Парфенов отвечал, что у России есть один путь стать европейской страной, слезть с нефтяной иглы, выйти из застоя, и что победа всегда за западниками. Новых телевизионных проектов ожидать от известного журналиста пока не стоит, а вот книга выйдет в октябре это будет новый том из серии «Намедни».
Также в серии ЖЗЛ в этот день презентовалась ещё одна книга биография поэта Николая Клюева авторства Сергея Куняева. Писатель познакомился с поэзией Клюева ещё в студенческое время и остался пленником его творчества на всю жизнь. Автор биографии утверждает, что мир поэзии Клюева это мир, о котором имели представление лишь наши далекие предки, но затем этот мир оказался забыт. А поэт нес в себе, в своем творчестве все те глубинные пласты архетипических знаний, почти колдовское умение обращаться со словом, утерянное в наше время. Николай Клюев был уникальным человеком и в творческом отношении, и в судьбе. О первых 20 годах его жизни почти ничего не известно, есть лишь авторская повесть «Гагарья судьбина», правдивость которой многие исследователи ставят под вопрос. Но Куняев придерживается мнения, что Клюев в своей автобиографической повести использует реальные факты. Кроме того, остается открытым вопрос о смерти Клюева нет достоверной информации о том, умер ли он своей смертью в тюрьме, был ли расстрелян. Конечно же, в книге подробно рассматриваются непростые отношения Николая Клюева и Сергея Есенина, и, в целом, Сергей Куняев дает срез того «половодья революции», царившего в начале XX века в России и питавшего творчество столь многих поэтов. В заключении презентации Сергей Куняев замечательно прочел стихотворение Николая Клюева.
Издательство «АСТ» представило новую книгу польского писателя Януша Вишневского «Гранд». Писатель вел презентацию на русском языке, с читателями также общался без переводчика, рассказав, что учил русский язык в школе и институте, но затем не разговаривал на нем около 30 лет. Но, впервые приехав в Москву в начале двухтысячных, захотел вспомнить язык и специально некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Вишневский кратко рассказал о своей новой книге в Польше она вышла в мае, буквально на следующей неделе выйдет на Украине, а затем в Армении. Это «роман одного места» гостиницы Гранд в Сопоте, одного из известнейших отелей в Польше. Там останавливались Гитлер, Кастро, Шарль де Голль, не так давно в ней жил Путин. Каждая история в книге это номер комнаты, истории разных людей, объединенных одним местом этой гостиницей. Писатель поделился наблюдением, что люди в отелях ведут себя
по-другому, срабатывает так называемый эффект «случайного попутчика», когда незнакомому человеку можешь рассказать о себе очень личные вещи. Так Вишневскому за годы его жизни в гостиницах случайные знакомые рассказали множество личных тайн. По словам автора, эта книга, конечно же, о любви. Также писатель поделился со зрителями информацией о новом фильме по самому известному роману автора «Одиночество в сети» - телеканал Россия-1 снимает телевизионный сериал с польским актером в главной роли. Вишневский рассказал, что в Москве его всегда очень тепло принимают, да и вообще славяне все немного похожи, поэтому он не чувствует столь разительного отличия, приезжая в Россию. Конечно же, польскому писателю задали вопрос об отношении к политической ситуации в мире, и Вишневский заметил, что в мире очень много страха, и ему очень хочется, чтобы все сложные ситуации поскорее закончились, а культура и, особенно, литература должна помочь в этом.
Следующей после Вишневского свою новую книгу представила писательница под псевдонимом Макс Фрай, в жизни - Светлана Мартынчик. Известный автор фэнтези-книг выпустила новый роман, на этот раз он открывает цикл «Сновидения Ехо» и называется «Мастер ветров и закатов». Презентация собрала массу зрителей, было множество настоящих поклонников мира сэра Макса, использовавших для приветствия Светланы Мартынчик традиционную фразу «Вижу вас, как наяву». Но, кажется, Мартынчик не слишком тронули старания гостей на вопросы она отвечала поначалу достаточно односложно, к концу, правда, немного оживилась. В частности, автор рассказала, что хотела бы, чтобы «Хроники Ехо» если и экранизировали, то в форме анимационного фильма, а новая книга серии выйдет, скорее всего, к Новому году. На вопрос о том, стоит ли ждать её появления в отдаленных регионах, Мартынчик сказала, что не планирует «гастрольного тура», но в издательстве они не раз обсуждали возможность проведения встреч с писателем в Skype с дальнейшим опубликованием получившегося на YouTube, но пока это лишь планы. Также Макс Фрай старательно открещивается от жанра фэнтези, утверждая, что все романы это суровый реализм. Те, кто знает, зачем надо себя трижды слегка стукнуть по кончику носа, чтобы переговоры завершились к общему удовлетворению сторон, конечно же, с ней согласны.
Мария Гринь для Литературного радио