27 Московская международная книжная выставка-ярмарка. 6 сентября 2014 года. Репортаж


27 Московская международная книжная выставка-ярмарка. 6 сентября 2014 года. Репортаж (скачать аудио).

Принимают участие: Сергей Куняев, Владимир Новиков, Леонид Парфенов

Программа: Репортажи

Московская международная книжная выставка-ярмарка 2014


6-го сентября павильон Московской международной книжной выставки-ярмарки был переполнен. Количество посетителей по сравнению с предыдущими днями выставки явно возросло. Не последнюю роль в этом сыграл День города Москвы. Надеемся, каждый из пришедших в этот день в павильон на ВДНХ нашел себе книгу по душе.

В полдень прошла презентация сразу трех книг серии «ЖЗЛ» — о Пушкине, Высоцком и Блоке. Объединяет их один автор, Владимир Новиков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ. Презентация вызвала дискуссию одного из гостей ярмарки с автором книги, но это нисколько не омрачило хода мероприятия, а скорее придало происходящему необходимой для настоящего научного дискурса полемичности. Один из гостей задал вопрос писателю о необходимости новых исследований, в частности о Пушкине, при наличии хороших старых работ, приведя в пример одну из биографических книг о великом русском писателе. Конечно же, как настоящий ученый, Владимир Новиков вступил в горячий спор со зрителем, высказав твердое убеждение, что каждая новая работа лишь прибавляет знаний и смыслов, а значит необходима. К слову, новая книга о Пушкине выпущена «Молодой гвардией» в малом формате, значит более мобильна и её удобно брать с собой. Кроме того, она, по словам автора, носит новеллистический характер и легко читается, несмотря на всю серьезность проделанной Владимиром Новиковым научной работы. Книга серии об Александре Блоке раскрывает дотоле неизвестные факты его личной биографии, которые были недоступны широкому кругу в Советское время по причине своеобразной «цензуры». Над книгой о Владимире Высоцком работа велась более 15 лет, это, по словам автора, сложный сравнительный анализ различных «показаний» всех близких людей знаменитого поэта и актера. Владимир Новиков рассказал, что особая сложность работы в формате серии ЖЗЛ — это внутренняя необходимость перевоплощения в героя, но, при этом, сохранение научной непредвзятости в описании его биографии.

Одним из самых ожидаемых гостей четвертого дня выставки стал Леонид Парфенов, ожидаемых в прямом и переносном смысле слова — известный журналист изрядно опоздал на презентацию своего двухтомника «Российская империя», но в этот день действительно было сложно и проехать куда-то, и даже пройти — на территории ВДНХ было очень много людей. Леонид Парфенов был настроен на активный диалог с собравшимися, сам подходил с микрофоном к тем, кто хотел задать ему вопрос, пребывал в общительном и очень бодром расположении духа. Представленный двухтомник сделан по мотивам телевизионного проекта «Российская империя», прекрасно иллюстрирован и, кроме того, имеет четкие координаты всех исторических мест, о которых упоминается в ходе действия. То есть любой желающий может легко добраться до известного поля Аустерлица или другого схожего по значимости реального места, так как в книге указаны GPS-координаты, различные маршруты, цены на билеты и прочая необходимая для путешественников информация. Таким образом, двухтомник является не только большой и красочной энциклопедией, но и своеобразным уникальным путеводителем по Российской империи. Известному телеведущему и журналисту задавали много вопросов о будущем России, видимо, подразумевая его оппозиционную деятельность. В частности, звучали классические вопросы о том, кто победит — западники или славянофилы, что делать России, есть ли у нашей страны свой путь. Все вопросы такого толка задавали, как ни странно, весьма молодые люди. Парфенов отвечал, что у России есть один путь — стать европейской страной, слезть с нефтяной иглы, выйти из застоя, и что победа всегда за западниками. Новых телевизионных проектов ожидать от известного журналиста пока не стоит, а вот книга выйдет в октябре — это будет новый том из серии «Намедни».

Также в серии ЖЗЛ в этот день презентовалась ещё одна книга — биография поэта Николая Клюева авторства Сергея Куняева. Писатель познакомился с поэзией Клюева ещё в студенческое время и остался пленником его творчества на всю жизнь. Автор биографии утверждает, что мир поэзии Клюева — это мир, о котором имели представление лишь наши далекие предки, но затем этот мир оказался забыт. А поэт нес в себе, в своем творчестве все те глубинные пласты архетипических знаний, почти колдовское умение обращаться со словом, утерянное в наше время. Николай Клюев был уникальным человеком и в творческом отношении, и в судьбе. О первых 20 годах его жизни почти ничего не известно, есть лишь авторская повесть «Гагарья судьбина», правдивость которой многие исследователи ставят под вопрос. Но Куняев придерживается мнения, что Клюев в своей автобиографической повести использует реальные факты. Кроме того, остается открытым вопрос о смерти Клюева — нет достоверной информации о том, умер ли он своей смертью в тюрьме, был ли расстрелян. Конечно же, в книге подробно рассматриваются непростые отношения Николая Клюева и Сергея Есенина, и, в целом, Сергей Куняев дает срез того «половодья революции», царившего в начале XX века в России и питавшего творчество столь многих поэтов. В заключении презентации Сергей Куняев замечательно прочел стихотворение Николая Клюева.

Издательство «АСТ» представило новую книгу польского писателя Януша Вишневского «Гранд». Писатель вел презентацию на русском языке, с читателями также общался без переводчика, рассказав, что учил русский язык в школе и институте, но затем не разговаривал на нем около 30 лет. Но, впервые приехав в Москву в начале двухтысячных, захотел вспомнить язык и специально некоторое время жил в Санкт-Петербурге. Вишневский кратко рассказал о своей новой книге — в Польше она вышла в мае, буквально на следующей неделе выйдет на Украине, а затем — в Армении. Это «роман одного места» — гостиницы Гранд в Сопоте, одного из известнейших отелей в Польше. Там останавливались Гитлер, Кастро, Шарль де Голль, не так давно в ней жил Путин. Каждая история в книге — это номер комнаты, истории разных людей, объединенных одним местом — этой гостиницей. Писатель поделился наблюдением, что люди в отелях ведут себя по-другому, срабатывает так называемый эффект «случайного попутчика», когда незнакомому человеку можешь рассказать о себе очень личные вещи. Так Вишневскому за годы его жизни в гостиницах случайные знакомые рассказали множество личных тайн. По словам автора, эта книга, конечно же, о любви. Также писатель поделился со зрителями информацией о новом фильме по самому известному роману автора «Одиночество в сети» - телеканал Россия-1 снимает телевизионный сериал с польским актером в главной роли. Вишневский рассказал, что в Москве его всегда очень тепло принимают, да и вообще славяне все немного похожи, поэтому он не чувствует столь разительного отличия, приезжая в Россию. Конечно же, польскому писателю задали вопрос об отношении к политической ситуации в мире, и Вишневский заметил, что в мире очень много страха, и ему очень хочется, чтобы все сложные ситуации поскорее закончились, а культура и, особенно, литература должна помочь в этом.

Следующей после Вишневского свою новую книгу представила писательница под псевдонимом Макс Фрай, в жизни - Светлана Мартынчик. Известный автор фэнтези-книг выпустила новый роман, на этот раз он открывает цикл «Сновидения Ехо» и называется «Мастер ветров и закатов». Презентация собрала массу зрителей, было множество настоящих поклонников мира сэра Макса, использовавших для приветствия Светланы Мартынчик традиционную фразу «Вижу вас, как наяву». Но, кажется, Мартынчик не слишком тронули старания гостей — на вопросы она отвечала поначалу достаточно односложно, к концу, правда, немного оживилась. В частности, автор рассказала, что хотела бы, чтобы «Хроники Ехо» если и экранизировали, то в форме анимационного фильма, а новая книга серии выйдет, скорее всего, к Новому году. На вопрос о том, стоит ли ждать её появления в отдаленных регионах, Мартынчик сказала, что не планирует «гастрольного тура», но в издательстве они не раз обсуждали возможность проведения встреч с писателем в Skype с дальнейшим опубликованием получившегося на YouTube, но пока это лишь планы. Также Макс Фрай старательно открещивается от жанра фэнтези, утверждая, что все романы — это суровый реализм. Те, кто знает, зачем надо себя трижды слегка стукнуть по кончику носа, чтобы переговоры завершились к общему удовлетворению сторон, конечно же, с ней согласны.

Мария Гринь для Литературного радио

Администрация Литературного радио
© 2007—2015 Литературное радио. Дизайн — студия VasilisaArt.
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100   Яндекс цитирования
Скоро на Литрадио: программа «Лекции по истории русской поэзии» - новые выпуски.
Литературное радио
слушать:
64 Кб/с   32 Кб/с