Валерий Попов, Ролан Быков, Алиса Ганиева и другие — лауреаты премии журнала "Октябрь" за 2009 год.

 
Проза

Валерий Попов. Нарисуем. Повесть. №3

Повесть Валерия Попова начинается как ироничная история о классовом антагонизме и постепенно перерастает в драматичную биографию поколения.
Герой — студент ВГИКа и, как заведено у Попова, писатель — берется написать сценарий о сокурснике-рабочем. Но пока вызревает замысел и автор погружается в фантастическое для него мировидение своего живого героя, программа партии в отношении рабочей темы меняется. Меняется и сама партия на многопартийность, идет, цифруется и отдаляется жизнь. А писатель продолжает развивать задуманный сценарий как итог поисков и похождений героев своей эпохи.

Бесо Хведелидзе. Тринадцатое пятно. Рассказ. №9

Премируя рассказ из публикации избранной прозы и поэзии современных писателей Грузии, журнал намерен привлечь внимание к существованию актуальной литературы Грузии и к плодотворному сотрудничеству российских и грузинских литераторов.


Поэзия

Евгений Солонович. Римские сонеты Джузеппе Джоакино Белли. Перевод с итальянского. №3

Переводчик Евгений Солонович предлагает нам насладиться живым языком итальянской улицы XIX века — в его интерпретации итальянского поэта Джузеппе Джоакино Белли. Современник Гоголя, Белли был, по сути, открыт им и высоко оценен. Но внимание к себе он привлекал не „гладкими“ итальянскими стихами, а сонетами, написанными на римском наречии. В этих сонетах Джузеппе Белли удавалось „с высочайшей степенью правдоподобия“, как пишет Солонович, зарифмовывать речь, „подслушанную“ на улице, в трактире и в церкви.


Воспоминания, документы

Ролан Быков. Маленькая коричневая тетрадь. Публикация Елены Санаевой. №11

Дневники актера и режиссера Ролана Быкова посвящают нас в тайну актерской интерпретации одного из ключевых образов русской литературы и культуры. Молодой Быков получает роль в экранизации «Шинели» Гоголя и настойчиво, рискуя и угадывая, проводит свой образ Акакия Акакиевича.
«На пленку пробовали Крымова, Евстигнеева и меня, — записывал Быков. — Перед фотопробой смотрел фото Крымова — не понравилось, типичная хрестоматия — „несчастненький“. Я представил себе „несчастненького“ полтора часа на экране — и ужаснулся за зрителя…».


Критика

Борис Минаев. Рубрика «Литчасть»

Авторская рубрика театральных наблюдений писателя Бориса Минаева (автора книг прозы «Детство Левы», «Гений дзюдо», «Ошибка доктора Левина») уникальна тем, что взгляд на спектакль в ней напрямую связан с литературой. Каждый выпуск — это эссе о литературной основе современного театра. А значит, Минаев показывает нам другой театр — не зрелищный, а смысловой, нагруженный традиционным для России общественым значением слова. Но одновременно он представляет нам и другую литературу — другого Достоевского, Джойса, Чехова, — призванных к новой жизни мастерами сцены.

Алиса Ганиева. Дальше моря — больше горя. №1; «Мое семейство умножается, растет…». №9; Встряхнуть перед потреблением. №11

Алиса Ганиева — активно пишущий критик из литературного поколения двадцатилетних. Она владеет навыками профессионального литературного обозревателя, в диапазоне от репортажа до концептуальной статьи, что отчетливо демонстрируют ее публикации в журнале «Октябрь».
Обаятельные заметки о Первом Всемирном съезде потомков Пушкина, приуроченном к 210-летнему юбилею поэта («„Мое семейство умножается, растет…“»), умозаключения о мотиве путешествия и бегства в современной прозе как слепке общественного сознания («Дальше моря — больше горя»), наконец, глубокая, добросовестная и смелая экспертиза романа молодого писателя, удостоенного в этом году Новой Пушкинской премии («Встряхнуть перед потреблением»). Эти публикации обращают внимание на Алису Ганиеву как критика, к мнению которого стоит прислушиваться.


Почетного упоминания удостоены

Литературный экспресс. №4

Апрельский номер «Октября» — уникальный документ современной эпохи и литературы. Журнал собрал писательские свидетельства о значительной акции «Литературный экспресс. Москва-Владивосток», состоявшейся осенью 2008 года.
«Литэкспресс» стал широкомасштабным просветительским проектом, направленным на продвижение современной отечественной литературы и популяризацию чтения в российских регионах. Сорок ведущих российских литераторов, собранных в четыре писательские бригады, сменяя друг друга, проехали на экспрессе «Россия», останавливаясь как в крупных городах, так и в областных центрах. За время поездки было проведено более двухсот творческих встреч, круглых столов, поэтических вечеров, пресс-конференций и других мероприятий.
Акция доказала жизнеспособность литературного самосознания нашего общества — как в читательской его части, так и в писательской. Движение «Литературного экспресса» — не миссионерство, а возможность глотнуть воздуха, равно ценная как для одной, так и для другой стороны.
Эссе, рассказы и стихи участников «Литэкспресса» многообразно представили этот феномен встречи на равных — творца и публики, истории и актуальности, судьбы и географии, наконец, писателей друг с другом.
В номере интересно объединены произведения участников акции и авторов из тех регионов, в которых задерживался писательский вагон. Таким образом продлевая встречу как существо акции «Литэкспресса».

Год Гамсуна. Письма и воспоминания Кнута Гамсуна, Марии Гамсун, Марии Германовой. Публикация Наталии Будур. №10

К 150-летию писателя, когда-то более популярного в России, чем у себя на родине, журнал подготовил подборку материалов о «русском Гамсуне», его образе на российской сцене и в интеллигентских умах. Опубликованы никогда ранее на русском языке не издававшиеся фрагменты писем Гамсуна, мемуаров его жены Марии Гамсун и актрисы МХТ М. Н. Германовой.

Церемония вручения премии состоится 22 декабря в 18:00 по адресу: ул. Покровка, д. 27, стр. 1. Тел. для справок в редакции: (495) 614-62-05.

Администрация Литературного радио
© 2007—2015 Литературное радио. Дизайн — студия VasilisaArt.
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100   Яндекс цитирования
Скоро на Литрадио: программа «Лекции по истории русской поэзии» - новые выпуски.
Литературное радио
слушать:
64 Кб/с   32 Кб/с