Авторская программа Сергея Арутюнова «Допрос с пристрастием». Гость программы главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Витальевич Василевский.
Авторская программа Сергея Арутюнова «Допрос с пристрастием». Гость программы главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Витальевич Василевский. (скачать аудио).
Принимает участие:
Андрей ВасилевскийПрограмма:
Допрос с пристрастием
Андрей Василевский: МКАД.
[МКАД]
в хаммере бумере
мчится по кольцевой
знает думает
я не обкурен не пьян
видит внутри кольцевой
лес стеной
за кольцевой
начинается океан
я наверно уже не живой
я хочу добраться домой
бесконечное существо
непонятное никому
окружает его
отвечает ему
убирает во тьму
где уже никогда ничего
Да, вот стихотворение, из той подборки в «Новом мире», значит, о которой мы в начале говорили.
* * *
не могу вздохнуть хочет сказать больной
но могу дышать
кто-то большой стоит над моей душой
не дает быть перестать
я бы умер на полчаса
но от боинга вылетающего из орли
отрывается взлетная полоса
и монах дошедший до края плоской земли
переваливается через край видит новые чудеса
интересней чем рай
Ну, и вот тоже из этой же подборки еще одно тоже стихотворение.
* * *
поэтому лучше шестой канал
где позволяет телесигнал
сверху взглянуть на бильярдный стол
как если бы в лузу летящий шар
успел увидеть едва дыша
насколько он бел и гол
больному горлу трудно сказать
слезы не прожевать
легче просто болеть
можно не думать не понимать
просто смотреть смотреть
четверть последнюю или треть
можно не доживать
Шестой канал это, как все знают, спортивный.
Сергей Арутюнов: Да, да. Я как раз хотел спросить: «Что у Вас на шестой кнопке?». У
меня-то на шестой кнопке этот бесконечный спорт.
Андрей Василевский: Как у всех, наверно, да.
Сергей Арутюнов: Просто не знаю как у всех. Приходишь порой, там разные неожиданные кнопки, особенно в гостиницах. А тут действительно так вот попало, что вот эти загорелые ноги, они там бегают, они там прыгают. И это образ мира, конечно. Образ мира, который никак от тебя уже не зависит. Ведь
ты-то понимаешь, что ты не сможешь подпрыгнуть на два метра или там с шестом на шесть, да, и копье метнуть и молот. И вся эта легкая атлетика это то, что беспрестанно выталкивает нас с трибун. Да, это повод для трагических размышлений. Хорошее стихотворение, правильно. Андрей Витальевич, надо бы спросить Вас о журнале. Но я думаю, что в данном случае Вы представляете себя здесь, и пусть люди слушают Вас. А журнал «Новый мир» надо просто всем читать регулярно, у кого какие возможности: в журнальном ли зале, покупая ли просто читать и иметь представление о том, что этот печатный орган, который прошел долгий славный путь, видел многих славных и увидит их еще не раз, он преобразуется, он становится, может быть, более синтетическим, он включает новые и новые рубрики. И, в общем, что тут можно говорить. Я спрошу Вас о Литературном институте. Вам хорошо там
по-прежнему, приходя через столько лет туда? Ну, это
что-то личное, да, я вот тоже спрашиваю, потому что
как-то тоже имею отношение к нему.
Андрей Василевский: Ну, в общем, да. То есть, странное вот ощущение. То есть, я никогда не думал, учась в Литинституте, что вот я когда-нибудь туда вернусь преподавателем. Что же касается, хорошо ли мне? Дело в том, что я, видимо, по натуре не педагог. То есть, я сейчас не говорю хороший педагог, плохой педагог.
Сергей Арутюнов: Вне оценок.
Андрей Василевский: То есть, вот я говорю просто о типе личности и о способности к какой-либо деятельности. То есть, совершенно очевидно, что есть люди, которые, как говорят, прирожденный педагог, прирожденный учитель, да. А вот есть люди, которым вот это, видимо, не дано. И вот мне кажется, что, в общем, скажем так, педагогического таланта мне не дано. Вот. Что оборачивается на практике, видимо, то есть, я думаю, со стороны ведь трудно представить, как ты выглядишь глазами своих студентов и прочее. Но, видимо, вот это отсутствие такой действительно настоящей педагогической жилки выливается в одних случаях в излишний либерализм такой, да, и добродушие похожее, может быть, на равнодушие, а в других случаях в чрезмерную ироничность, сарказм даже там, где можно было бы без этого обойтись. Вот
как-то между этими двумя крайностями меня все время вот в этой «педагогической» моей практике все время меня и качает.
Сергей Арутюнов: Но это глубина проблема никак не относится к существу вопроса. Хорошо ли?
Андрей Василевский: Я привык уже, да. Вот и когда вот первые годы я свой выпуск начинал вести и так думал, ну, вот года три пройдет, вот я их выпущу, да, а нужно ли мне вообще это продолжать? Нужно ли мне новый семинар набирать, да? Ну, вот набираю семинар, я втянулся в это, да. Я надеюсь, что следующие там шесть лет, следующий набор я буду
как-то работать, может быть, уверенней и иначе.
Сергей Арутюнов: Просто Лит часто ругают. А
я-то знаю, что там постоянно
что-то брезжит такое, смешное такое, ну, как знаете, брезжит в песочнице
что-то, там куличик
какой-то, там появляется, потом обваливается, конечно, приходят дожди, весь песок становится в ямках такой рябой, но потом
какие-то опять малыши приходят, и снова визг, снова игра, снова куличики, снова
какие-то маленькие башенки и так далее, потом опять приходит дождь, они разбегаются, вырастают. Ну, в общем, как образ детской площадки,
по-моему, там забавно сидеть.
Андрей Василевский: Так вот, к сожалению, что
малыши-то вот, я думаю, одна из главных нынешних проблем Литинститута состоит в том, что он становится институтом первого, так скажем, образования для выпускников школ.
Сергей Арутюнов: А раньше было
по-другому.
Андрей Василевский: Да. Чем он никогда не был и не для этого вообще создавался, не для этого существовал. Но вот этот запрет на второе бесплатное высшее образование, вот он привел к тому, что большая часть поступающих сегодня в Литинститут, причем на
дневное-то еще можно понять, но на заочное отделение, это люди, условно говоря, девяностого года рождения там плюс минус восемьдесят девятого, девяностого, даже девяносто первого года.
Сергей Арутюнов: Девяносто первого уже пошли.
Андрей Василевский: Да. То есть, буквально со школьной скамьи они, значит, сразу хотят перейти, и в общем, и переходят в стены Литинститута, что, в общем, совершенно неправильно.
Сергей Арутюнов: Андрей Витальевич, а теперь напутствуйте сразу всех. Всех, не литовцев, не даже тех, кто, наверно, пишет, напутствуйте сразу все человечество, ибо шансов напутствовать у нас мало. А мне бы очень хотелось услышать напутствие всем людям Земли от Вас. Потому что Вы человек мудрый, лукавый и очень взвешенный в своих оценках. Я склонен им доверять. Может быть, на девяносто пять-шесть процентов я склонен доверять тому, что Вы говорите, и поэтому очень хотелось бы услышать вот эти вот слова, которые услышат, ну, сто пятьдесят человек двести, которые будут слушать прямой эфир, потом еще столько же, которые будут слушать этот подкаст, который выложат на сайте. А потом это услышат и все остальные.
Каким-то образом все эти волны расходятся, это все обязательно дойдет.
Андрей Василевский: Ну, если быть совсем честным и даже немного циничным, то я сказал бы следующее. Кто я такой, чтобы
что-либо вам, слышащим эти слова, советовать? Я такой же живой человек, а значит, обремененный массой проблем, в которых кто бы мне посоветовал. А эти проблемы зачастую такие, в которых советовать никто не может.
Сергей Арутюнов: Это прекрасные слова. Это слова человека смиренного и благородного. Я благодарю Вас, Андрей Витальевич, что Вы были в нашей студии, что согласились придти сюда.
Андрей Василевский: Вам спасибо.
Сергей Арутюнов: Не за что. Мне бы хотелось слышать Ваш голос еще и еще. Мне бы хотелось почаще с Вами разговаривать.
Андрей Василевский: Ну, может быть, еще
Там пройдет время, да.
Сергей Арутюнов: Пройдет время, будет оказия, не беспокойтесь. И я не беспокоюсь и на Ваш счет, и на свой, поскольку шанс еще предоставится. Спасибо, Андрей Витальевич. У нас в студии был поэт, главный редактор «Нового мира», преподаватель Литературного института имени Горького Андрей Витальевич Василевский. Спасибо ему большое!
Андрей Василевский: Спасибо Вам.
Страницы: 1 2 3