Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». «Потешная» литература: Новое о скоморохах — Скоморошество у Ахматовой — Старик Букашкин.


Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». «Потешная» литература: Новое о скоморохах — Скоморошество у Ахматовой — Старик Букашкин. (скачать аудио).


Программа: Частная коллекция


Вы слушаете программу «Частная коллекция». С вами Светлана Бунина — и мы говорим о традициях потешной культуры, о традициях скоморошества в современной литературе и даже, как оказалось, в интерпретации современной культурологии. Завершая эту программу, я хочу сделать новогодний подарок себе — как и всем, кто меня слушает. А именно рассказать о замечательном современном скоморохе, который умер совсем недавно (в 2005 году)… о представителе уральского андеграунда Старике Букашкине, который ещё называл себя «Народный дворник России Букашкин», «Народный старик России Б. У. Кашкин». А в действительности звали его Евгений Малахин — и всю свою жизнь он прожил в Екатеринбурге, будучи по диплому инженером, но при этом художником, музыкантом, создателем своего особенного мира. В частности, в 1990-е,  в начале 1990-х, на которые пришелся расцвет деятельности Старика Букашкина, он расписал все помойки города Свердловска. И, как мне поведали, Свердловск тогда выглядел потрясающе, это было невероятно красиво. Это была какая-то победа над склокой и грязью жизни.

Мне рассказала о Старике Букашкине поэтесса Виталина Тхоржевская. Сама я, к сожалению, не бывала в Екатеринбурге и никогда этого удивительного человека не видела. Зато видела фильм, который снят совсем недавно Светланой Абакумовой. Кажется, он называется «Легенда о Старике Букашкине». Если вам удастся когда-нибудь найти этот фильм — документальный, там есть бесценные фрагменты монологов Старика Букашкина, фрагменты игры? маленького оркестра во главе со Стариком Букашкиным на скоморошеских инструментах… я вас уверяю, вы получите сильнейшее впечатление. Я, например, поняла, что хочу знать обо всём, что связано с этим человеком. Наверное, такой тип личности, стихийно свободный — свободный, потому что особенный, осознающий себя в любом времени, в любых обстоятельствах, осмеивающих любые, самые страшные испытания, — это самый любимый мною русский типаж, тип личности русского человека из народа. Если вы найдёте страницу Старика Букашкина в Википедии, вы обнаружите фотографии человека с прекрасным (!) лицом. В молодости это лицо интеллигента, выражающее не только доброту, ясность сознания, но и интеллект, незаурядный ум…  а в старости это лицо, на которое просто можно смотреть. Потому что это лицо человека много прожившего, много понимающего и абсолютно доброго. Можно найти также его единственную опубликованную в Интернете вещь: «Миф о добром и злом» (в «Журнальном зале», журнал «Урал» за 2001 год, № 8). И есть ещё публикация притч в том же журнале «Урал» за 2000 год, но, к сожалению, она не открывается, а здорово было бы её тоже увидеть.

Что происходит в этой замечательной истории — «Миф о добром и злом (Мифы неизвестных народов)»? Здесь добро побеждает зло благодаря языково́й игре, побеждает собственно средствами языка. Букашкин, используя детский язык как элемент абсурдистской поэтики, показывает нам, как просто, интересно можно жить в языке, как можно с помощью языка, с помощью народного слова доказать необходимость повседневного добра. Читаю несколько фрагментов из этой его вещи — «Миф о добром и злом». «Давным-давно, когда еще ничего не было, так давно, что никто и не помнит, сделал кто-то Доброе дело, а не кое-кто злое не сделал, вот ничего и не вышло… Так впервые восторжествовало ДОБРО и было наказано зло!» Добро побеждает зло даже чисто графически, потому что «ДОБРО» написано большими буквами, а «зло» — маленькими. В примечании к этому анекдоту сказано: «ДОБРО растет, а зло мельчает (буквально), отсюда Добрый — с Большой, а злой — с маленькой (буквы)». Ну, «Добро растёт, а зло мельчает» — это фактически пословица.

Вот ещё несколько фрагментов. Работа Евгения Малахина с детской речью: «Однажды шел Добрый и нес свой автопортрет в натуральную величину. А навстречу ему злой. «А третий лишний!» — сказал Добрый злому. А злой знал, что он злой, а что недобрый — не знал, а как узнал, так и запутался… Так восторжествовало ДОБРО и наказано зло… было «злобыло?»» Это «злобыло?» (одно слово: «злобыло»), напоминает мне детские ребусы. Помните, был такой ребус: «Кобыла забыла поесть. Бедная кобыла», где нужно было догадаться о «есть» и «было». Так вот, здесь это «злобыло» — одно слово, свидетельствующее, что зла в мире в настоящем времени просто быть не должно. Вот ещё эксперименты Старика Букашкина с детским языком: ««Доброе утро!» — сказал однажды Добрый, встретив злого, а злой затрясся и сказал: «Нет, звое!» — «Не звое, а добвое», — передразнил Добрый. «Звое, звое!» — обиделся звой и запвакав. Так быво наказано зво и востовжествоваво ДОБВО!» У него бывает так, что зло просто не может что-то выговорить правильно, а добро-то может. И здесь такая лёгкая ирония в отношении добра, в отношении правильного поведения. Но эта ирония как раз делает текст не ходульным, а совершенно живым. Например: и стал добрый «символом» чего-то там, а злой стал «симвОлом».

Вот интересный пример того, как наследует Старик Букашкин поэтике обэриутов, в частности, Хармса. Здесь сразу мне вспоминаются «Случаи»: «Однажды Добрый думал, а злой решил мешать — притаился, как мышь, и говорит: «Добрый, а добрый, а ты не сын кобры?» А тот так (!) задумался, что не услышал, а только потянулся да случайно злого-то и смахнул с лица земли. Так нечаянно восторжествовало ДОБРО и было наказано зло!..» Действительно, добро может восторжествовать ещё и нечаянно! Заметили, в этом абзаце использованы детские дразнилки? «Добрый-добрый, а ты не сын кобры?» И сама манера подачи материала идет от жанра анекдотов, конечно. Вот это, например: «Однажды Добрый сделал ДОБРО, подумал и еще раз сделал, а злой почувствовал зависть и сделал Доброму зло, а тот и не заметил, так как новое ДОБРО обдумывал. Так восторжествовало ДОБРО, и так наказалось зло… И далее так будет, так как иначе и нельзя!..» Зло наказывает само себя, видите: зло «наказалось». Потому что добрый просто не замечает то злое, что на него готово обрушиться…

И напоследок прекрасные слова от Старика Букашкина: «Суть утерянного мифа такова: «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРЫ!»» Вот такая заповедь, такое нам прекрасное напутствие к Новому году. В Википедии можно найти несколько крылатых выражений, или, точнее, поэтических миниатюр, которые принадлежат перу Евгения Малахина, Старика Букашкина: «Слезятся маленькие глазки у крокодильчика без ласки». «Коза полюбила козла, в том нет никакого зла. И так любовь добра — козе и козлу ура!». «Если ты рабочий класс, пей газводу, сок и квас». «С кота пример берите, люди, не пил, не пьёт и пить не будет!». И есть одно выражение Евгения Малахина, которое запомнилось мне особенно. Когда-то я уже говорила о горячо любимых мною словах Жиля Делёза: «Делать всё, что возможно и так долго как это возможно — вот искусство жить». Делать всё — и так долго, как это возможно, да? Так вот, у Старика Букашкина есть фраза, в общем-то, конгениальная словам Делёза: «Ну до чего же хорошо! И жизнь прожил, и жив ешо!» Эта простонародная вера, что, какой бы ни была жизнь, она всегда радость… и ты её проживаешь полностью, проживаешь всей полнотой своей внутренней жизни (и удивляешься, что полнота эта почему-то не иссякает, что, не смотря ни на какие обстоятельства, ты «жизнь прожил и жив ешо»)… Вот так, именно «ешо», как будто удивляясь собственной двужильности. Этого полного и радостного чувства жизни я желаю всем в новом году. С наступающим, господа! Оставайтесь с Литературным радио!

С вами была Светлана Бунина и программа «Частная коллекция».


Страницы: 1 2 3

Администрация Литературного радио
© 2007—2015 Литературное радио. Дизайн — студия VasilisaArt.
  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100   Яндекс цитирования
Программа Анны Гранатовой «Шкатулка с визитками». Брюсов, Пришвин, Бунин и другие.
Литературное радио
слушать:
64 Кб/с   32 Кб/с