Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Неблестящая литература в глянце и «без глянца» Цветаева: письма без купюр Послание в поэзии русского зарубежья.
Авторская программа Светланы Буниной «Частная коллекция». Неблестящая литература в глянце и «без глянца» Цветаева: письма без купюр Послание в поэзии русского зарубежья. (скачать аудио).
Программа:
Частная коллекция
Ещё одна книга, о которой необходимо сказать несколько слов. Это новая книга Дмитрия Быкова «Был ли Горький? Биографический очерк», которая тоже вышла в Москве, в издательстве «Астрель» в этом году. Читаем в аннотации: «Дмитрий Быков известный прозаик, поэт, яркий публицист, в своей книге рисует фигуру писателя-классика свободной от литературного глянца и последующей мифологии». Стоп. Вновь пресловутое «без глянца» это начинает настораживать. Приём становится слишком навязчивым. И слишком понятно, что это блесна, на которую снова
кто-то должен попасться.
Какой-то определенный тип покупателя,
какая-то категория потенциальных читателей. Казалось бы, что нам до редакторской аннотации, издательской аннотация. Нам нужно читать самого писателя. И мы действительно начинаем читать книгу Дмитрия Быкова и сталкиваемся в ней фактически с теми же проблемами, о которых говорилось выше. Дело в том, что в своё время я всерьёз порадовалась выходу биографии Пастернака, написанной Дмитрием Быковым. Считаю, что это прекрасная книга по уровню осмысления личности поэта, по стилю изложения просто по вдохновенности, с которой она написана. У нас совсем немного биографий, написанных так легко и проникновенно. Есть
какие-то частные моменты например, мне не очень близко то, как Быков прочитывает поздний период жизни и творчества Пастернака, отчасти в силу его открытой нерелигиозности, но это рабочие моменты, и такую концепцию тоже можно принять. Есть и
какие-то штрихи, которые меня немного насторожили, но этих штрихов в книге о Пастернаке немного и поэтому они не вызывали неприятия, раздражения; может быть, удивление. В частности, Дмитрий Быков говорит: «Ну, Цветаева. Лучшее, что она написала, это был цикл девятнадцатого года »Комедиант«». Мне кажется, это не очень глубокое замечание, но поскольку такого рода замечаний в книге
всё-таки мало, можно отнести их на счёт авторской субъективности.
Когда мы открываем книгу о Горьком, мы попадаем в целокупное пространство такого рода замечаний. И совершенно непонятно (вопрос риторический), может ли автор биографии, даже поэт, даже значительный поэт и писатель, позволять себе такую бестактность в отношении авторов, которые, в силу
каких-то причин, ему не близки и, возможно, не вполне понятны. Вот некоторые примеры. «Особенно усердствовал в разоблачениях
(Горького, имеется в виду)
Борис Константинович Зайцев писатель очень небольшого таланта, которому Горький много помогал и который отплатил ему очерком столь клеветническим, мелочным, пристрастным, что на его фоне и бунинский мемуар кажется верхом благородства». Ну вот: Зайцев писатель очень небольшого таланта. Смотрим дальше. «Андреев был малообразован и терпеть не мог чтения», «не Сологубу же душу открывать!». Не говоря уже о замечаниях вроде: «в перестройку снималась и не такая ерунда»
(о биографическом сериале о Горьком)
или «Февраль мог вызывать восторг разве что у насквозь политизированной и уже потому мелочно-недальновидной интеллигенции вроде круга Зинаиды Гиппиус». Понятно, и Зинаида Гиппиус получила, и весь этот «мелочный недальновидный круг интеллигенции», к которому, впрочем, относились крупнейшие философы Серебряного века. Достоевский тоже удостоен чести: «Женщины Горького часто приносят разброд и гибель, но очарование их от этого не меньше. Во всяком случае, именно горьковская Мальва стала предтечей роковых советских героинь шестидесятых годов, которые тоже не знали, чего хотят, но окружающая рутина их категорически не устраивала. До Горького этого типа в русской литературе не было
что-то похожее мелькает в женщинах Достоевского, но они истеричны, больны, а Мальва вызывающе здорова». Оказывается, люди, которые находятся на грани отчаяния, переживают предельные нравственные состояния, истеричны и больны. Что же тогда сказать о Кафке, Прусте, о Симоне Вейль, я уже не говорю о Сологубе, о котором (смотри выше): «не ему же душу открывать», да?
В предисловии к книге у Дмитрия Быкова есть замечательный посыл. Он говорит, что фильм по его сценарию (о Горьком, 2008 года) показал: списывать Горького со счетов не пора, Горький войдёт в первую десятку русских прозаиков XX века, кто бы её ни составлял. «Цель у меня одна вернуть русскому читателю большого и сложного писателя, который при всех своих ошибках, отступлениях и заблуждениях всегда учил нетерпимости к скотству.
Что-то подсказывает мне, что это хорошо». Вполне согласна. Это действительно достойный посыл для предисловия, начала хорошей книги. Вопрос только в том, что вслед за тем получается. Вот, например, описание того, как Горький вёл себя в конце жизни и как складывались его отношения с властью. «Он (Сталин), пишет Дмитрий Быков, внимательно следил за состоянием Горького и, возможно, желал его скорейшей смерти: не исключено, что Горький начинал ему мешать. Но здесь, кажется, скорее стоит согласиться с Александром Солженицыным, заметившим, что Горький воспел бы и тридцать седьмой: не из трусости даже, а просто в силу отсутствия других вариантов. Сам себя загнал в ситуацию, из которой выхода нет: только до конца идти со сталинизмом против фашизма, все громче обличая кровавых лавочников и их пособников.
Уважать его можно по крайней мере за последовательность» пишет Дмитрий Быков. Какая интересная последовательность! Человек воспел бы и тридцать седьмой год, сам загнал себя в ситуацию, из которой выхода нет, и до конца шёл бы со сталинизмом против фашизма
И за эту последовательность, оказывается, его можно уважать. Человек погружается во зло, закрывает глаза на существующую вокруг него неправду и этот момент его биографии заслуживает уважения.
Вот замечательный, на первый взгляд, пассаж о сегодняшнем дне: «Лишь на рубеже веков стало ясно, что в России в очередной раз победила не свобода, а новая, более изощренная форма угнетения; что борьба против тирании была на деле борьбой за торжество энтропии. Это разложение под видом свободы окончательно, казалось, похоронит и скомпрометирует горьковскую мечту о новых людях бесстрашных, свободных, обладающих нечеловеческими интеллектуальными и физическими возможностями. Но тут как раз выяснилось, что энтропия не менее убийственна, чем революция. Во многих отношениях она еще хуже у революции есть хотя бы свои идеалисты, свои святые, а у распада и деградации их нет». Ну, вполне романтический пассаж, и действительно сегодня у нас, мягко говоря, всё не хорошо, но проблема в том, что, скорее, стоит говорить не об энтропии, а о новой несвободе. А слова о том, что у революции хотя бы есть свои идеалисты, святые и уже этим она лучше, наверное, можно было бы принять за их красоту, если скинуть со счетов миллионы людей, которые погибли в лагерях, во время насильственной коллективизации и искусственного голода, не говоря уже о самом революционном терроре. Погибли благодаря этим новым формам «святости». Причём незадолго до того Дмитрий Быков писал вещи совершенно противоположные: «Революции и иные катаклизмы, как правило, приветствуются людьми с внутренней трещинкой, с надломом
(Вот, например, Блок, смотри концепцию книги Блок без глянца да, вот человек с внутренней трещинкой и надломом)
их собственная трагедия резонирует с мировой, а постоянное беспокойство наконец разрешается общественной бурей. В России в силу довольно скотских условий ее жизни таких людей, как правило, много. Но немногочисленные здоровые люди воспринимают революции так, как и следует: как серьезную опасность, крах миропорядка и угрозу для культуры».
Так кем же был Горький с его принятием революции, с его сложным отношением к революции? Не «был ли» вообще, а кем был? И можно ли было его фигуру в этой книге осмыслить всерьёз? Не исходить не из того, что это вторая биография в ряду, где затем будет третья, четвёртая и так далее? Ведь мы говорим об очень талантливом авторе, взявшемся писать о большой судьбе. О хорошей книге, которая могла бы быть замечательной. Может быть,
всё-таки нужно в
какой-то момент останавливаться? В частности, на том, что художественное произведение (и художественная биография, и литературная биография) это единичное высказывание? Может быть, нужно просто делать паузы?
Страницы: 1 2 3 4